Кандидат в мэры Москвы от КПРФ Иван Мельников. Фото: ИТАР-ТАСС |
В три часа из штаба принесли лапшу. На всю прессу ее не хватило. "Лучше б меня к Собянину отправили вести трансляцию! – кипятился телевизионщик, оставшийся ненакормленным. – У него журналистов уже три часа кормят оливье. И селедка есть под шубой, и салат из огурцов". Пресса облизывалась. Представители штаба успокаивали голодного телевизионщика и клялись, что позже принесут еще лапши.
В штабе коммунистов, куда затем отправилась корреспондент "Yтра", не было на лапши, ни огурцов, ни даже чая. Зато журналистов пускали внутрь.
Заместитель руководителя штаба, секретарь городского отделения КПРФ Александр Потапов заявил, что нарушений столько, что выборы на половине участков можно смело аннулировать. Например, еще накануне выборов коммунисты смотрели документы избирательной комиссии в Текстильщиках и обнаружили уже готовые протоколы с подсчитанными голосами. Также бдительные коммунисты нашли многоэтажный дом, жителей которого отселили три года назад, но все они по-прежнему числятся в списках избирателей.
А самая интересная история на этих выборах случилась у коммунистов с одним из сотовых операторов "большой тройки". Незадолго до выборов КПРФ закупила пять тысяч сим-карт и раздала их своим наблюдателям. С помощью сотовой связи планировалось проводить "инвентаризацию нарушений" - наблюдатели должны были посылать СМС в специальный центр, где их сообщения автоматически распознавались бы по специальному коду, после чего так же автоматически попадали в базу нарушений.
"К нашему удивлению, с утра больше половины сим-карт оказались заблокированы, - рассказал Александр Потапов. – Мы стали звонить оператору, где нам ничего толком объяснить не смогли. Потом часть сим-карт заработала. Остальные наблюдатели до сих пор отзваниваются по нарушениям по личным телефонам". Нарушения, к примеру, зафиксированы такие: на Арбате было обнаружено подозрительное столпотворение лиц, которые голосуют по спискам.
Тем не менее, по сравнению с предыдущими президентскими и думскими выборами, нарушений в Москве значительно меньше, признал Потапов. Например, не зафиксировано массовых вбросов бюллетеней.
Зато голосовать в этот раз, по подсчетам коммунистов, пришло раза в три меньше народу, чем на президентских и думских выборах. Александр Потапов взял первую попавшуюся бумагу: "Вот, на одном из участков из 1800 избирателей к часу дня проголосовали всего 50 человек. Если взять тот же час дня на любых предыдущих выборах, людей на тот момент пришло в 2-3 раза больше". Исключение – "новая Москва". По сообщениям наблюдателей, там как раз от желающих проголосовать отбоя нет.
"Еще интересно, откуда на этих выборах столько желающих проголосовать на дому, - рассуждал Александр Потапов. - Обычно их 1-2%, а сейчас на многих участках число лежачих инвалидов почему-то доходит до 8%! В 20-ю горбольницу завезли тысячу бюллетеней, хотя там всего 320 больных. Увеличено количество копий протоколов, на многих участках книги не прошнурованы, не пронумерованы, значит, что-то туда будет вставляться. Многие бюллетени не сопровождены маркерами с подписями".
Я, конечно, спросила, почему по итогам всех предыдущих выборов коммунистам так и не удалось ни разу оспорить результаты подсчета голосов. Тогда Александр Потапов привел в пример выборы в Мосгордуму, которые он проиграл в 2009 году. "Там были самые жесткие нарушения, вбросы. Мы это все задокументировали, я подал заявление в ЦИК. Они мне не ответили. Тогда я подал в суд, привел 60 свидетелей, которых суд начал брать измором – заседания продолжались с девяти утра до полпервого ночи. В итоге мой иск отклонили с формулировкой "суд не видит причин отменить результаты выборов".
Александр Потапов считает, что честные выборы получатся только тогда, когда будет очень высокая явка и большое количество "высококвалифицированных наблюдателей с бойцовскими качествами": "Тогда всех не перевешаешь. Но сейчас многие в отпусках, поэтому мы недобрали бойцами. Когда-нибудь потом они поймут, что выборы – это фронт, и кто-то должен стоять в окопе".
* Организация запрещена на территории РФ