Не обошлось и без сенсаций, одной из которых стал приезд в Москву легендарного дизайнера Amal Guessous, представляющего собственную марку "A&G". Amal Guessous известен в мире уникальными изделиями из кашемира, роскошной верхней одеждой, а главное – кожаными куртками в рок-н-рольном стиле. Клиентами Amal Guessous и поклонниками его бренда являются звезды Голливуда и поп-сцены первой величины: Деми Мур, Арнольд Шварценегер, Джонни Роттен, Микки Рурк, Жизель Бундхен, Шакира и другие.
Одним из наиболее интересных событий CPM был традиционный "Russian fashion retail forum". На этот раз его центральной темой стал рынок денима (одежды джинсового типа). Собравшиеся на форуме эксперты в один голос заявляли о взрывном росте популярности данного сегмента в последние несколько лет. В связи с этим даже был введен в обиход характеризующий этот процесс термин "кэжуализация" (от англ. casual – повседневный стиль). По словам директора компании "Вестленд" Владимира Коршунова, процесс находится еще в самом начале и будет развиваться дальше. При этом, в отличие от прошлых лет, потребители будут предъявлять все более высокие требования к качеству приобретаемой джинсовой одежды.
Проще говоря, время вещевых рынков с их развалами джинсов неизвестного происхождения начинает уходить в прошлое. Примечательно, что это объясняется не только ростом жизненного уровня россиян, но и изменениями структуры рыночного предложения. Так, по словам ритейл-директора компании "Jeans Symphony" Евгения Лаврова, свои позиции на рынке джинсовой одежды активно сдает Китай. Рост стоимости рабочей силы в этой стране уже не позволяет поставлять на рынок прежние количества дешевой и низкокачественной продукции. В результате качество изделий, а также их цена и ассортимент продолжают расти, притом что на рынок начинают выходить новые игроки, в том числе из стран Восточной Европы и Северной Африки
Прокомментировать ситуацию, складывающуюся на российском и мировом рынках повседневной одежды, мы попросили одного из наиболее авторитетных экспертов в этой области – генерального директора Fashion Consulting Group (Москва) Анну Лебсак-Клейманс.
– В последнее время эксперты все чаще говорят о таком явлении, как кэжуализация, то есть о постепенном отходе в более свободный дресс-стиль. Может ли это говорить о том, что сейчас наступает второе пришествие джинсов и джинсовой одежды? Как выглядит динамика этого процесса?
– Надо сказать, что в ассортимент стиля denim входят не только джинсы, но и другая одежда стиля casual. Данный стиль присутствует на рынке вот уже несколько десятилетий. Этот сегмент рынка растет ежегодно на 15% (для сравнения: рынок в целом прирастет в год приблизительно на 5%).
Вероятнее всего, это объясняется как раз общей тенденцией к "casualisation", то есть увеличению роли повседневной одежды в жизни людей, постепенному сокращению доли формального гардероба. Уже сегодня джинсы составляют до 30% ассортимента большинства молодежных марок одежды, вне зависимости от их общей стилевой направленности. То есть джинсы можно купить и в "повседневном" Gant, и в деловом Henderson. По оценкам экспертов, рынок денима в ближайшие пять лет увеличится более чем на треть.
– В последнее время сокращается присутствие на рынке денима, произведенного в Китае. Кто заполняет освобождающиеся ниши?
– Пожалуй, корректнее было бы говорить не о сокращении доли произведенных в Китае джинсов, а о сокращении оборотов нецивилизованной торговли. То есть на смену рынкам с не слишком качественным и не лицензионным товаром пришли торговые центры с фирменными магазинами отдельных брендов. Сегодня доля серого рынка одежды составляет всего порядка 9%. Сейчас происходит постепенное перераспределение производственных мощностей на весь регион Юго-Восточной Азии. И связано это, в первую очередь, с ростом цен на рабочую силу в самом Китае.
– Могли бы вы как-то распределить представленные сегодня на российском рынке джинсы по ценовым категориям? Например: джинсы в такую-то цену – это топ-уровень, вот это – что-то типовое, а это – вообще не джинсы.
– Сегмент denim, безусловно, как и любой рынок, имеет определенную ценовую сегментацию. К нижнему сегменту относятся все товары, стоимость которых находится в пределах 2500 рублей, к средней – от 2500 до 9000 рублей. В премиальном сегменте планки фактически не существует, поскольку на рынке периодически появляются различные лимитированные эксклюзивные модели, стоимость которых порой известна только покупателю и продавцу. В среднем же ценовом сегменте принято выделять нижний и верхний подсегменты; так вот, сегмент "средний+" становится сегодня наиболее динамично растущим и привлекательным для мультибренда.
– Как вам кажется, изменилось в последнее время отношение россиян к выбору джинсов?
– В последнее время изменилось отношение потребителя к выбору одежды вообще, в том числе и джинсам. Сегодня покупатель предъявляет к продукции гораздо больше требований, чем пару лет назад. В отношении денима следует, в первую очередь, говорить о требованиях к качеству материала и посадке, а также о соотношении цена – качество. О растущей "капризности" как раз свидетельствует рост ценового сегмента "средний+", представленного высококачественными моделями мировых лидеров рынка.
– Можете ли вы дать несколько простых советов, как правильно выбрать джинсы?
– Рынок денима сегодня предлагает покупателю колоссальный выбор продукции. В этой связи следует, прежде всего, помнить о том, что качественную продукцию можно приобрести только в "цивилизованных" точках торговли, то есть в фирменных магазинах и у джинсовых мультибрендов. А вот далее все уже зависит от финансовых возможностей покупателя, его требований к стилю и посадке модели. Можно купить джинсы у специализированных denim-ритейлеров или приобрести из ассортимента большинства других модных марок.
## Фото: Ольга Соколова #0-6 CPM-2013 #7 CPM-2013 Джинсы от Кличко #8 CPM-2013 Amal Guessous #9 CPM-2013 #10-11 CPM-2013 Показ коллекции Вячеслава Зайцева #12-33 CPM-2013