ФОТО: ИТАР-ТАСС |
"Считается, что врачи и пациенты находятся по разные стороны баррикад. На самом деле как пациенты недовольны здравоохранением, так и врачи им недовольны", - заметил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.
Он напомнил, что у нас есть 41 статья Конституции, которая гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи. А как гарантировать, когда денег нет? "Все знают, что страна у нас небогатая. Бюджет соответствует двум штатам США. И есть показатели ментальности - это доля здравоохранения в общем ВВП. К 2016 году запланировано снижение до 2,6% с сегодняшних 3,7%. Но даже 3,7% - это в два раза ниже, чем в среднем в развитых странах", - отметил Рошаль.
Он вспомнил 2008 г., когда "был настоящий кризис, но социальная сфера не пострадала". Просто сейчас – иные приоритеты. Другие расходы государство ставит на первое место.
Как говорится – хочешь жить, умей вертеться. Вот и россиянин, если жить захочет, так завертится – ему придется и работать, и лечение оплачивать: больницы уже начали преобразовывать из МУПов в частно-государственные партнерства, а пациентов переводить на "соплатеж": примерно 40% лечения станет платить государство, а 60% как-нибудь сам постарайся найти у себя в кармане. Работающая часть общества это должна понимать, считает председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения "Движение против рака" Николай Дронов.
По его словам, многим россиянам будет только лучше, если за медуслуги они начнут платить цивилизованно, а не путем "раздачи денег врачам в конвертах", софинансирование "в той или иной форме должно присутствовать".
Дронов надеется – плата за лечение будет приемлемой, никто не собирается выворачивать россиянам карманы. "Удовлетворен ли я как пациент? Нет, не удовлетворен", - неожиданно признался доктор Рошаль.
Ему идея платной медицины как раз не очень понравилась. Рошаль считает – для больных людей у нас в стране и так "все очень дорого": "Мне не нравится отсутствие бесплатного медицинского обеспечения после инсульта и инфаркта. Я не уверен в качестве лекарств, которые я в аптеке покупаю".
Одним словом, все плохо. А будет еще хуже. Надеяться на платные клиники тоже не стоит – тут одних лечат, а других калечат, заявил директор Научно-клинического центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства Николай Дайхес.
По его словам, коммерческая медицина в России формировалась в "дикие" 90-е, и если остальные "кошмары" 90-х выправляются, то коммерческая медицина кошмаром так и остается.
По прогнозу Николая Дронова, перебрасывание финансирования медицины на регионы приведет к тому, что регионы попросту не смогут выполнять свои обязательства в сфере здравоохранения. Ресурсов страховых фондов также не хватит, чтобы возместить выпадающие государственные расходы.
Только 17 из 83 субъектов не испытывают финансовых трудностей. Одним словом, россиянам следует уже сегодня задуматься над тем, "как по возможности не стать пациентом".
"В этом году 515 млрд. руб. отпущено из федерального бюджета на здравоохранение, а в 2016 г. планируется уже 344,5 млрд. руб., снижение на 34%", - констатировал Дронов. С учетом инфляции получается и вовсе в два раза.
"Здесь кроется потенциальная опасность создания очагов социальной напряженности, пациент должен понимать, что если такой прогноз сбудется, его ждут очень непростые времена", - заметил Дронов.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев считает, что больницам в регионах не останется ничего другого, кроме как "активно предлагать пациентам платить даже за те услуги, которые включены в программу госгарантий". А иначе как выжить?
Жулев напомнил, федеральные программы всегда были эффективнее региональных – как только программа передавалась в регионы, там она и загибалась. Программу "семь нозологий" тоже планируют передать в регионы: "Децентрализация программы "семь нозологий" приведет к тому, что вместо 27 аукционов будут тысячи. Как сохранить цену, не очень понятно. Какая же это экономия бюджета? Сегодня жизнь миллионов россиян зависит от бесплатных лекарств. Огромные группы населения бесплатное лекарственное обеспечение уже сегодня не получают, а как они дальше будут получать? Не очень понятно". По словам Жулева, без лекарств и бесплатного лечения могут остаться даже раковые больные.