Одной из самых крупных и интересных оказалась экспозиция ведущих российских производителей, объединенных под брендом недавно созданного концерна "Калашников".
О том, с чем пришел на "Оружие и Охоту-2013" самый известный отечественный оружейный бренд, а также об общей ситуации, складывающейся на российском рынке гражданского стрелкового оружия, мы побеседовали с заместителем генерального директора концерна по маркетингу и продаже гражданской продукции Павлом Колеговым.
"Yтро": Павел Валерьевич, какие новинки концерн "Калашников" представлял на выставке?
Павел Колегов: У нас есть четыре перспективные разработки, которые мы планируем запустить с января 2014 года в производство. Чуть раньше мы уже показывали их в Нюрнберге, на Дне оружейника в Ижевске, и вот теперь привезли их сюда. Это ружье "Сайга-12 исп. 340" для практической стрельбы, созданное по техническому заданию сборной "Ростех" по практической стрельбе. К концу этого года мы планируем выпустить опытную партию количеством до 50 штук, а с января – организуем серийное производство.
Мы также представили самозарядный карабин "Сайга" 9х19 мм, созданный на базе популярного у бойцов силовых спецподразделений пистолета-пулемета "Витязь-СН". Надеемся, что эта модель гражданского нарезного оружия будет пользоваться спросом у потребителей.
Еще одной новинкой в семействе "Сайга" является карабин для практической стрельбы "МК-107" со сбалансированной автоматикой, созданный на базе АК-107. Наличие балансира в конструкции позволяет уменьшить отдачу от выстрела, в итоге оружие практически не уводит в сторону от линии прицеливания. Эта эксклюзивная разработка будет востребована как у стрелков-практиков, так и у профессионалов, предъявляющих повышенные требования к оружию.
Для спортсменов-охотников мы предлагаем ружье с новой конструкцией механизма запирания – двуствольную "вертикалку" 12-го калибра МР-234.
Кто является основным потребителем вашей продукции?
Новинки, которые мы представляем в сегменте "милитари", рассчитаны на стрелков-практиков, спортсменов. Охота сегодня все больше напоминает некое развлекательное мероприятие, в классическом же своем понимании встречается значительно реже, чем раньше, так как требует много времени для выездов в охотничьи угодья и т.д.
Практические стрелки, использующие "Сайгу-12 исп. 340" и "Сайгу-МК-107", больше ориентированы на спортивную стрельбу в тире или на специальных полигонах. Люди устраивают между собой различные соревнования, в том числе на быстроту и точность поражения мишеней. То есть это скорее спорт, чем охота в ее классическом виде. Сейчас этот сегмент стремительно растет, и это повышает требования потребителя к самому оружию: оно должно быстро перезаряжаться, быть более сбалансированным.
То есть оно становится ближе к боевому, чем к охотничьему?
Ну, в какой-то степени да. Линейка карабинов "Сайга" набирает популярность в сегменте досуговой стрельбы, но все же большую часть нашей аудитории составляют обычные охотники. Именно на них ориентирована основная линейка ружей "Ижевского механического завода". В частности, спортивно-охотничье ружье МР-155 представлено в различных исполнениях: с деревянной и пластиковой ложей, а также в модификациях для правшей и левшей.
В преддверии Олимпиады-2014 перспективным направлением для нас является производство и совершенствование качества спортивных винтовок для биатлонистов, стендовиков, организация сервисных центров на спортивных базах, где каждый спортсмен может получить консультацию и приобрести необходимые запчасти.
Какими преимуществами обладает бренд "Калашников" на фоне таких лидеров рынка, как "Беретта" или "Ремингтон"?
Это, конечно, имена мирового уровня и масштаба, однако мы вполне конкурентоспособны, особенно если говорить о надежности изделий и качестве их металлических составляющих. В настоящее время мы работаем над совершенствованием дизайна и эргономики стрелкового оружия.
Надо понимать, что на протяжении многих лет наши заводы не уделяли должного внимания маркетинговой составляющей. Их главной задачей был выпуск оружия в соответствии с оборонзаказом, а производство гражданского оружия шло по остаточному принципу. Мы намерены идти в ногу с рынком, интегрировать в производство современные технологии и находить новые качественные решения, востребованные нашим потребителем. Фундамент у нас, как вы понимаете, огромный.
Какой ценовой политики вы придерживаетесь при продвижении на рынок, где представлена и продукция конкурентов?
Существуют понятия качества и цены, и они должны между собой сочетаться. Продукт высокого качества не может быть дешевым хотя бы потому, что у него высокая себестоимость. Наше ценовое позиционирование соответствует качеству нашей продукции. Конечно, кто-то из наших конкурентов пытается предлагать более модный дизайн, кто-то – брать низкой ценой. Мы планируем сделать ценовую политику более гибкой, у нас уже есть продукция разных ценовых групп – от эконом до премиум-класса.
Интересен ли вам зарубежный рынок? Ведь боевое оружие "Калашникова" востребовано в большинстве стран.
Зарубежный рынок, в особенности американский, для нас очень перспективен. По сути, это и есть глобальный рынок. В Америке знают и очень любят бренд "Калашников". Более того, объем продаж нашей "Сайги" там в два раза превышает объемы реализации в России. Не оставляем без внимания и рынки Европы и Африки.
Работать на экспорт сложнее, чем на внутреннем рынке?
Сложнее. Главная сложность состоит в том, что рынок экспорта высококонкурентен. За рубежом потребитель более требователен к сервисному обслуживанию. Российские потребители сегодня тоже повышают требования к приобретаемой продукции: это не только качество, дизайн и эргономика самого оружия, но и высокие тактико-технические характеристики, наличие дополнительных приспособлений для стрельбы – прицелов, коллиматоров, тепловизоров.
Как вы относитесь к инициативе разрешить населению носить боевое короткоствольное оружие?
Положительно!
Почему?
Вот ответьте мне на вопрос: население какой страны сегодня самое боеспособное и наиболее подготовлено к потенциальной угрозе войны?
Израиля.
Правильно, это Израиль и США. В США детей с 14 лет обучают навыкам обращения с оружием.
К сожалению, в последнее время использование оружия детьми там приводит к трагическим последствиям.
На самом деле статистика свидетельствует о том, что население гибнет и без использования против него оружия. В защиту разрешения на ношение оружия говорит и статистика предотвращенных в США преступлений – предотвращенных не полицией, а простыми людьми, у которых при себе было огнестрельное оружие.
Трагедии со стрельбой в школах лежат не только в сфере ответственности правоохранительных органов, это глобальные пробелы в военно-патриотическом воспитании школьников. Обратная сторона этой медали состоит в том, что наличие у населения оружия повышает общую обороноспособность страны.
Вспомните 1941 год, когда необученные мальчишки были брошены на фронт. Они не знали даже, как обращаться с винтовкой, и гибли тысячами. А если бы эти люди были подготовлены, знали, как занимать огневые позиции, как и куда стрелять... С тех пор ничего не изменилось, у нас нет культуры обращения с оружием. Между тем человек, имеющий эти навыки, никогда не достанет оружие первым и не выстрелит.
Конечно, я согласен с тем, что нельзя выдавать разрешение на ношение короткоствольного оружия всем, кто этого захочет. Однако существует множество способов не допустить к оружию ненадежных людей и при этом начать воспитывать в населении культуру владения оружием, которая давно развита во многих странах.
Лично вы как считаете, удастся разрешить в России ношение короткоствольного боевого оружия?
Я предложил бы запустить в ряде регионов некие пилотные проекты, чтобы проверить, насколько потребители и разрешительные органы МВД готовы к тому, что оружие можно купить в специальном магазине, – и законодательно контролировать ход эксперимента. На основе наработанного опыта уже можно будет вводить разрешения в других субъектах страны. Я думаю, рано или поздно Россия к этому придет. В пользу этого решения говорит опыт таких развитых стран, как США, Германия, Франция, где короткоствольное оружие воспринимают, прежде всего, как сдерживающий фактор, работающий на предотвращение преступлений, а все образцы проданного населению оружия официально зарегистрированы и учтены в пулегильзотеках.
## ФОТО: Ольга Соколова #1 Концерн "Калашников" #2 "Оружие и охота – 2013" #3 "Оружие и охота – 2013" #4 "Оружие и охота – 2013" #5 Концерн "Калашников" #6 Концерн "Калашников" #7 Концерн "Калашников" #8 Концерн "Калашников" #9-18 "Оружие и охота – 2013" #19-20 Слоновье ружье #21-36 "Оружие и охота – 2013"