Фото из архива ИТАР-ТАСС |
На самом деле 63 года (столько сейчас Онищенко) для чиновника – далеко не предел, контракт с ним могли спокойно продлевать еще несколько лет, и буквально два дня Тимакова опровергала сообщение об отставке главного санитарного врача, сделанное вице-премьером Ольгой Голодец. Сам Онищенко, напомним, назвал Голодец "странным персонажем" и заявил, что его отставка – вне ее компетенции.
Но если целью Голодец было поторопить принятие решения, то эта цель оказалась достигнута. Онищенко "ушли". И, судя по всему, решение действительно принимала не Голодец и даже не Медведев.
Наиболее вероятной причиной отставки называют конфликт Роспотребнадзора с Россельхознадзором: борьба за контроль над рынком продовольствия закончилась не в пользу главного санитарного врача. Рассказывают, что, когда на заседании Евразийской экономической комиссии в Казани было дано согласие на сокращение полномочий Роспотребнадзора, Онищенко демонстративно собрал свои вещи и покинул зал заседания. По данным газеты "Известия", в ближайшем обозримом будущем ведомство вообще расформируют: санитарно-эпидемиологический контроль передадут на региональный уровень, контроль за сельхозпродукцией уже фактически отошел Россельхознадзору, федеральный санитарный контроль возложат на Минздравсоцразвития, а контролировать финансовые услуги будет Центробанк.
Между тем на протяжении последних нескольких лет Геннадий Онищенко исполнял не столько санитарную, сколько дипломатическую функцию. Каждый раз, когда у России возникали с кем-то трения в отношениях, Роспотребнадзор немедленно обнаруживал недостатки в товарах, которые эти страны экспортируют в Россию. Молдавские и грузинские вина, европейские овощи, литовские сыры, украинские конфеты и сало – все это Онищенко запрещал и разрешал в зависимости от политической конъюнктуры. И, надо заметить, делал это со свойственным ему одному артистизмом. В качестве инструмента торговых войн Онищенко в российской политике – вне конкуренции. Но, кажется, этот инструмент оказался не по руке нынешнему хозяину Белого дома. По слухам, у Онищенко – представителя старой номенклатуры, доставшегося Медведеву "по наследству" – сложились непростые отношения с действующим премьером. Подражая "силовикам", главный санитарный врач ориентировался прежде всего на главу государства и позволял своему ведомству проводить достаточно независимую политику. Например, запрет на ввоз молочной продукции из Литвы Роспотребнадзор принял, не уведомив таможню. И там оказались в идиотской ситуации, так как поначалу не могли ничего объяснить литовским партнерам.
Видимо, раздражение таким поведением достигло той критической стадии, когда расформирование целой службы выглядит вполне адекватной ценой избавления от неудобного подчиненного (хотя теперь от этих планов можно и отказаться). Нечто похожее происходило при увольнении Медведевым другого соратника Путина - министра финансов Алексея Кудрина. Планировавшаяся тогда реформа Минфина не была реализована полностью, однако передача ряда полномочий от этого ведомства Центробанку впоследствии все-таки произошла.
С уходом Онищенко Россия, разумеется, не прекратит вести торговые войны. Всегда будет кому запретить украинскую горилку или грузинские мандарины. Но очевидно, что человека с такой же яркой харизмой и незаурядным ораторским даром на этом месте уже не будет. Пришло время серых людей, чье главное умение – не выделяться на фоне малопривлекательного начальства.