Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Оптовые цена на яйца составляют от 32 до 45 руб. за десяток при себестоимости от 29 до 32 рублей.
Назвать конкретные причины столь резкого роста стоимости яиц эксперты затрудняются, ограничиваясь версиями и предположениями. Как пояснила РБК руководитель Российского птицеводческого союза Галина Бобылева, удорожание яиц объясняется сезонной цикличностью, которая повторяется из года в год. "После Пасхи у нас наступает мертвый сезон, цены падают на 20 – 25%, и мы начинаем работать в убыток. А осенью цены восстанавливаются", – говорит эксперт. По ее словам, за девять месяцев 2013 г. оптовые цены на яйца выросли всего на 9%, что находится в рамках инфляции. "И то мы должны были поднять цены значительнее, чтобы восстановить доходность", – заключает Бобылева, напоминая, что никакого ажиотажа на рынке нет, так как продукции достаточно.
Отчасти рост цен на яйца вызван удорожанием кормов и электроэнергии. Но основной причиной скачка цен является завышенная торговая наценка. "Отпускная цена производителей не превышает 40 руб. за десяток яиц, в то время как в магазинах цены по 60 руб. и выше. Вот кому нужно задавать вопросы", – считает Бобылева.
Некоторыми экспертами в качестве одной из причин удорожания этого продукта называется вступление России в ВТО. Однако по логике вещей открытие российского рынка для других производителей должно было привести не к удорожанию, а к удешевлению яиц.
Так или иначе, ситуация привлекла к себе внимание Федеральной антимонопольной службы. "Сегодня объективных причин для роста цен на продукты питания нет. Удивляет то, как разнятся цены в регионах страны. Это дает повод задуматься о существовании сговора среди розничных сетей", – считает заместитель начальника управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Ирина Епифанова.
Не исключено, что эта причина является одной из главных. Дело в том, что за последние годы произошли серьезные изменения в структуре розничной торговли, благодаря которым основную роль на рынке начинают играть крупные торговые сети, охватывающие сразу несколько регионов. Сосредоточив в своих руках львиную долю рынка, сети без труда могут договориться между собой и сыграть на повышение на наиболее ходовых товарах, к числу которых относятся и куриные яйца.
В заключение напомним, что в последнее время резко возросли цены еще и на такие продовольственные товары, как картофель, лук, капуста. Все они относятся к разряду плодоовощной продукции, которая в осенние месяцы обычно дешевеет. Тот факт, что вопреки этому цены возросли, также может быть свидетельством того, что причины происходящего лежат далеко за пределами сельского хозяйства.
Одним словом, ФАС определенно есть где развернуться. Вопрос лишь в том, насколько антимонопольщики окажутся в состоянии противостоять напору тех, кто заинтересован в ценовом скачке на продукты.