Путин начал "кошмарить" Медведева

Читать в полной версии →
Дискуссия главы правительства с главой государства вышла далеко за рамки аппаратной этики. Либо у российского премьера действительно "наболело", либо он взялся за переосмысление имиджа


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Давненько российские лидеры не вступали в заочную полемику. Пожалуй, такого не случалось с 2011 г. – со времен тандема, когда общественность напряженно ловила малейшие признаки возникающего в нем раскола, мучительно пытаясь отгадать загадку будущего престолонаследия.

Но загадка престолонаследия, как все понимают, теперь решена аж до 2024 года. И тут вдруг премьер резко критикует президентскую инициативу – вернуть силовикам право возбуждать налоговые дела. В ответ президент резко критикует самого премьера, прозрачно намекнув: если он намерен продолжать в том же духе, то рискует отправиться вслед за им же уволенным Алексеем Кудриным (чью отставку спровоцировала именно публичная критика решений президента Медведева, если кто забыл). Как бы тут не пришлось в скором времени мучительно угадывать имя нового главы правительства...

Впрочем, в ближайшем будущем Медведеву вряд ли стоит опасаться отставки: не завершены непопулярные пенсионная и реформа ЖКХ, ответственность за которые должно взять на себя правительство. Увольнять премьера имеет смысл по итогам резкого роста социального недовольства, назначив его ответственным за серьезные экономические трудности, а они (если ориентироваться на темпы замедления национальной экономики) не за горами. Но отправить правительство в отставку можно только один раз, и "разговорчики в строю" – явно тот случай. Так что грозный окрик Путина, похоже, адресован не только и не столько Медведеву: против передачи СКР права возбуждать налоговые дела выступили крупный бизнес и многие чиновники экономического блока (например, Минфин). Им просто в очередной раз напомнили о том, что лояльность – синоним профпригодности.

Но даже относительная уверенность Медведева в завтрашнем дне все равно не объясняет, почему премьер расхрабрился настолько, чтобы подвергнуть инициативу президента публичной критике. Запрет следователям по собственной инициативе возбуждать налоговые дела был введен во время президентского срока Медведева в рамках кампании "хватит кошмарить бизнес". Понятно, что бывшему президенту должно быть до слез обидно смотреть, как прерывают начатые им реформы. Однако, как говорится, не в первый раз: уже отменили введенное Медведевым "нулевое промилле" для водителей, вернули в УК исключенную было им оттуда статью "Клевета". О переезде федеральных структур за МКАД преспокойно забыли, и только летнее время пока еще держится, но, судя по всему, этой зимы не переживет.

Еще одна уступка силовикам на фоне стремительно ухудшающейся экономической ситуации – болезненный удар по экономике (именно поэтому она вызвала такое жесткое сопротивление в экономических и деловых кругах), однако не совсем понятно, почему Медведев взял на себя роль спикера, выражающего коллективный интерес. Принято считать, что после публичного отказа от борьбы за Кремль экс-президент утратил право претендовать на роль самостоятельного политика: в настоящий момент сложно назвать хоть одну значимую социальную группу, которая связывала бы с ним какие-то ожидания. Сейчас он, прежде всего, чиновник, и оптимальная для него в таком качестве стратегия – удержаться на нынешнем посту до ухода Путина (если таковой вдруг произойдет), ведь формально премьер – второй человек в стране, и этот статус позволяет претендовать на высший пост, по крайней мере, в отсутствие очевидного преемника. Но такая стратегия означает, что резкие телодвижения действующему премьеру категорически противопоказаны: как говорится, тише едешь – дальше будешь. Между тем дискуссия с главой государства явно выходит далеко за рамки аппаратной этики.

Тут одно из двух: либо действительно "наболело" (а кто способен сдержаться, когда перечеркивают практически все, сделанное на пике личной карьеры), либо в силу каких-то не очень очевидных пока причин Медведев взялся за переосмысление собственного имиджа. Но это будет очень непростая задача, и посредством заочной полемики с Путиным ее явно не решить.


Обсудить на Facebook

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей