Ввоз старых самолетов хотят ограничить

Читать в полной версии →
После авиакатастрофы в Казани в Госдуме предложили сократить закупки подержанных иностранных лайнеров и стимулировать приобретение авиакомпаниями самолетов отечественного производства


ФОТО: ИТАР-ТАСС



После авиакатастрофы в Казани, которая унесла жизни 50 человек, Госдума решила принять ряд мер, снижающих вероятность подобных трагедий в будущем. Чиновники хотят ограничить закупки подержанных иностранных самолетов и финансово стимулировать приобретение авиакомпаниями лайнеров отечественного производства. Об этом "Известиям" рассказал первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев.

Напомним, в числе прочих причин крушения американского "Боинга 737" рассматривается и версия неисправности: судно было выпущено 23 года назад. Изначально его эксплуатировала Франция (Euralair Horizons, а затем Air France), в 1995 г. самолет приобрела Uganda Airlines. Впоследствии он находился на балансе в Бразилии и Румынии, а авиакомпания "Татарстан" приобрела его в 2008 году. Проанализировав видеозапись крушения - на ней видно, что самолет упал практически вертикально - зарубежные эксперты заявили, что, скорее всего, причиной авиакатастрофы стала "механическая неисправность".

Российские специалисты, в свою очередь, считают причиной ошибку пилотов: после расшифровки параметрического самописца с борта "Боинга" в МАК заявили, что все системы и агрегаты самолета работали вплоть до столкновения с землей. Впрочем, второй речевой самописец, найденный на месте крушения, оказался пуст. Специалисты отметили, что капсула из черного ящика могла выпасть при падении, однако летчик первого класса компании "Аэрофлот" Андрей Литвинов заявил, что это технически невозможно, а пустой самописец - "не что иное, как преступление со стороны авиакомпании".

Говоря о казанской катастрофе, Гутенев отметил, что в Госдуме планируют бороться с использованием на самолетах контрафактных комплектующих, которые нередко находят на месте крушений, мерами не только правоохранительной системы, но и техническими. Все авиадетали в скором времени могут быть оснащены микрочипами, которые позволят их идентифицировать.

Кроме того, авиакомпаниям планируют предоставить льготы на лизинг российских самолетов. "Например, если авиакомпания закупает или берет в лизинг новый российский самолет, а через пять лет возвращает его лизингодателю или продает в страны третьего мира, то следующий новый самолет она берет в лизинг уже на льготных условиях", - пояснил Гутенев, отметив, что с каждым годом эксплуатации льготы будут снижаться.

Те авиакомпании, которые продолжают эксплуатировать самолеты старше десяти лет, могут столкнуться с "жесткими механизмами продления разрешения летной годности". Им, по словам Гутенева, придется пройти много тестов и испытаний, которые окажутся для компаний невыгодными. По мнению авторов инициативы, авиакомпании в таких условиях будут заинтересованы в регулярном обновлении парка, что позволит повысить не только качество и оснащение самолетов, но и уровень конкурентоспособности России на мировом рынке авиауслуг. При этом Гутенев отметил, что "наш авиапром готов выходить на более высокий уровень", и привел в пример "перспективные" самолеты Sukhoi Superjet и "МС-21".

Максим СИНИЦЫН |
Выбор читателей