Депутаты поддержали объединение судов

Читать в полной версии →
Поправки к Конституции по слиянию Верховного и Высшего арбитражного судов приняты в третьем, окончательном, чтении. Поручение объединить суды отдал в июне президент Владимир Путин


ФОТО: РИА "Новости"



Президентский законопроект о поправках в Конституцию об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов принят в третьем, окончательном, чтении.

Текст внесенных президентом поправок после рассмотрения в палате не изменился, передает РИА "Новости". В течение полугода, пока будет идти реорганизация судов в случае принятия поправок во всех трех чтениях, вопросы осуществления правосудия, отнесенные к ведению ВАС, будут переданы в юрисдикцию ВС.

Напомним, Владимир Путин отдал поручение объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд, внеся в Конституцию РФ соответствующие изменения, в июне, выступая на Петербургском экономическом форуме. Сделано это будет в целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с государственной властью и органами местного самоуправления, объяснил президент. При этом Путин оговорился, что вопрос "серьезный" и прежде "нужно все тщательно продумать и взвесить".

Высший арбитражный суд (ВАС) раскритиковал проект создания единого Верховного суда. В его отзыве, направленном в Госдуму и Совет Федерации, говорится, что подобная реформа приведет к упразднению всей системы арбитража.

В документе, подписанным главой ВАС Антоном Ивановым, раскритикован как текст законопроекта о создании Верховного суда, так и порядок проведения реформы. "Все изменения судебной системы РФ должны носить комплексный характер, корректировка законодательства должна осуществляться единовременно", - говорится в отзыве.

Реформа потребует в будущем изменения 28 законов, что в настоящее время "порождает неопределенность по многим вопросам", полагают в Арбитражном суде. В частности, процедура упразднения ВАС начнется сразу после вступления в силу закона о создании Верховного суда, что без изменения законодательства сделать невозможно.

Не ясно также, как будут пересматриваться прежние арбитражные решения. "Законопроект не устанавливает порядок определения даты начала работы вновь образованного ВС, а шестимесячный срок для упразднения ВАС явно недостаточен", - отмечается в отзыве. Кроме того, в нем подчеркивается необходимость ликвидации нынешнего Верховного суда ради создания нового органа.

Переэкзаменовка судей арбитража, как полагают в ВАС, "не согласуется с конституционным принципом несменяемости судей", а упразднение суда не является основанием для увольнения его сотрудников. Таким образом, как говорится в отзыве, нынешние служащие ВАС должны на законодательном уровне получить гарантии.

Обращают в ВАС внимание и на то, что упразднение суда не является основанием для прекращения полномочий судьи, и лишь отказ от новой судебной должности может стать поводом для прекращения полномочий (п. 1 и 2 ст. 14 закона "О статусе судей"). Это, как и гарантии госслужащим аппарата ВАС, которые будут уволены после его ликвидации, должно быть зафиксировано в проекте.

Есть претензии у ВАС и к поправкам, которые предполагается внести в Конституцию. Эти изменения, опасаются в арбитраже, могут "дестабилизировать" гражданские правовые отношений из-за исключения из Основного закона упоминаний об арбитражно-процессуальном законодательстве и арбитражных судах, что "означает упразднение не только ВАС", но и всей системы арбитража.

Владислав КРУПА |
Выбор читателей