ФОТО: Depositphotos |
Вопрос о необходимости ужесточения мер авиационной безопасности встал ребром после недавней катастрофы в Казани, где в упавшем старом "Боинге" погибли 50 человек. Проведенный вслед за тем соцопрос показал, что 88% россиян не желают летать на старых и изношенных воздушных судах. "Общество свой выбор сделало. Очередь за государством", - пишет Кричевский, приводя весомые аргументы в пользу введения "пенсионного возраста" для пассажирской авиатехники.
"В последние годы мировые лидеры авиаперевозок стремятся максимально обновить свои авиапарки: средний возраст самолетов государственных авиакомпаний ОАЭ 4 - 5 лет, Китая 6 - 7 лет, а, к примеру, частной Finnair из Финляндии - чуть более 8 лет (средний возраст самолетов российских авиакомпаний - 21 год)", - констатирует эксперт. Бесстрастная статистика авиакатастроф показывает, что стремление к омоложению вполне оправдано.
В 2009 - 2013 гг. по всему миру было отмечено 234 авиакатастрофы, 17 из которых произошли в России. На долю наиболее "молодых" самолетов пришлось всего 27 происшествий, или 12% от общего числа аварий, тогда как на лайнеры старше 20 лет - 140 трагических инцидентов, или 60% от суммарного количества катастроф. Уже этих цифр достаточно, чтобы всерьез задуматься над введением предельного срока эксплуатации пассажирских самолетов.
О том же говорит и мировая практика. Около 40 стран мира ввели ограничения на ввоз и эксплуатацию старых самолетов. В частности, самолеты старше 15 лет запрещено экспортировать в Индию, Ирак, Иорданию, Ливан, Турцию и Шри-Ланку. Ливия, Нигерия и ОАЭ не позволяют ввозить к себе самолеты старше 20 лет. Возрастной потолок принят и в Бразилии.
И, наконец, по статистике признанного лидера исследований в сфере безопасности авиаперевозок - немецкого Центра авиационной безопасности JACDEC, - за 1997 - 2011 гг. Россия стала одним из мировых лидеров по числу жертв авиакатастроф. В различных авиапроисшествиях у нас погибли 864 человека. Больше эти цифры только у США, но там и интенсивность авиасообщения несравненно выше, и большинство жертв приходится на период до 2002 года. Ближайшие европейские участники рейтинга - Турция, Греция и Украина - по числу погибших отстают от России в разы. Возможно, если бы "пенсионный возраст" для самолетов был введен раньше, это сберегло бы жизни сотен человек.
Но некоторые чиновники профильных ведомств активно протестуют против законодательного ограничения возраста эксплуатации самолетов. По их словам выходит, что максимальное количество катастроф в мире пришлось как раз на самолеты, возраст которых менее пяти лет, а с увеличением возраста самолета количество катастроф и авиапроисшествий с ним снижается. Объясняться такая позиция может лишь некомпетентностью или ангажированностью профильных экспертов, отстаивающих позиции некоторых отечественных авиаперевозчиков.
Итак, государству пора определяться с тем, что для него важнее - мифическая конкуренция полупрозрачных авиакомпаний или жизнь и здоровье собственных граждан, - резюмирует профессор Кричевский.