ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Ухудшение ситуации в российской экономике пока не сильно отразилось на финансовом положении отечественных предприятий. По крайней мере, количество компаний, которым денежные затруднения мешают отметить наступление нового года, вот уже третий год стабильно незначительно - 3%. Для сравнения: в 2008 г. не нашла средств на корпоративную вечеринку почти каждая пятая компания (18%). Таковы данные опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob.
При этом треть компаний (32%) планируют увеличить бюджет на проведение новогоднего корпоратива. В четверти (27%) компаний потратят столько же, сколько и в прошлом году. В 13% организаций расходы собираются урезать, а в 28% пока не решили, сколько средств выделят на общую вечернику. Правда, в некоторых фирмах часть расходов предполагается переложить на самих сотрудников: "Компания частично компенсирует съем ресторана, а сотрудники сами оплачивают банкет в размере 2000 рублей", - рассказал один из участников опроса.
Больше половины фирм (52%) планируют пригласить Деда Мороза (и собственных сотрудников, разумеется) в ресторан или кафе. Еще 15% устроят праздник непосредственно в офисе. 6% собираются всем коллективом за город, а каждый двадцатый работодатель (5%) предложит сотрудникам другие варианты общего праздника. 15% решения на момент проведения исследования еще не приняли.
Размах мероприятия зависит от фантазии организаторов и выделенного бюджета. Большинство компаний ограничатся традиционным банкетом, но некоторые постараются сценарий разнообразить, например, сначала всем коллективом посетить популярный мюзикл, а уж потом идти в ресторан, или провести праздник на горнолыжном курорте, или даже устроить турнир по керлингу. В отдельных компаниях праздник планируется не для всех сотрудников, а только для руководства и особо отличившихся.
А 4% компаний вообще не имеют традиции встречать Новый год в коллективе сослуживцев. Зачастую вместо расходов на корпоратив сотрудникам просто добавляют пару дней к отпуску, и они ничего против не имеют.
Рядовые граждане и сами не прочь порадовать себя на Новый год. По данным Deloitte, праздничный бюджет среднестатистического россиянина в этом году вырастет на 13% с 17 тыс. до 19 тыс. 200 рублей. При этом тот факт, что экономическая ситуация в стране ухудшилась, они вполне понимают: в восприятии россиян экономический рост вернулся к уровню 2010 г. после падения в 2011 г. и восстановления в 2012 г., отмечается в исследовании. Рост новогоднего бюджета каждый второй респондент (51%) объясняет желанием радоваться жизни и не думать о нестабильности экономики. В прошлом году таких было 45%.
Впрочем, подобный подход объясняется еще и тем, что на себе последствий снижения роста ВВП россияне еще не ощутили: Россия - единственная страна в Европе, помимо Украины, где на момент проведения опроса (сентябрь 2013 г.) оказалось больше потребителей с возросшей покупательной способностью, чем со снизившейся. Треть опрошенных (32%) почувствовали рост покупательной способности, а 21% - снижение. Ни в одной другой стране доля респондентов, отмечающих рост, не превысила число "пессимистов". И все же по сравнению с прошлым годом доля тех, кто объясняет рост новогоднего бюджета увеличением реальных доходов, заметно снизилась.
Больше всего вырастут затраты россиян на подарки - со €170 в прошлом году до €189 (+17%) и развлечения (+18%). В меньшей степени увеличатся траты на праздничный стол - всего на 8%. Примечательно, что из среднего российского бюджета на подарки 17% будет потрачено на подарки самому себе, что является самым высоким показателем из всех европейских стран. При этом такой подарок для большинства является единственным. Угодить самому себе легко, а вот с ожиданиями все сложнее: мужчины хотят в подарок смартфоны (46%) и деньги (45%), а женщины - путешествия (53%) и деньги (53%). Получают же, в основном, косметику (37%), шоколад (32%) и книги (20%). Деньги занимают лишь четвертое место (17%), причем делят его с подарочными сертификатами.
Впрочем, кое в чем новые экономические реалии все же отразились: новогодние расходы вырастут, но станут более осознанными. Каждый третий респондент собирается уделять больше внимания полезности подарка, и на треть меньше людей будут делать в праздники спонтанные покупки. Также продолжает сокращается число россиян, готовых брать кредиты на покупку подарков и празднование Нового года.