Андрей Белоусов. Фото: ИТАР-ТАСС |
Объем промпроизводства за 11 месяцев текущего года уменьшился на 0,1%, тогда как в октябре показатель был нулевым. В целом, спад продолжается третий месяц подряд и в обрабатывающих производствах составил 0,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 0,7%. Добыча полезных ископаемых выросла на 1,2%.
На этом фоне вполне ожидаемым выглядит очередное понижение прогноза роста российской экономики на 2013 г. со стороны Всемирного банка – с 1,8% до 1,3%. Одновременно ухудшен и прогноз на 2014 г. – до 2,2% (вместо 3,1%). Основой для пересмотра послужило замедление темпов роста внутреннего спроса и недостаточный объем инвестиций в экономику. По мнению аналитиков ВБ, в будущем году инвестиционная активность частного сектора будет постепенно возобновляться, но не так быстро, как предполагалось ранее. А потребительский бум, который наблюдался в период восстановления после кризиса, идет на убыль, и в последующие несколько лет можно ожидать более ровного роста потребления.
Негативно отражается на спросе увеличение долговой нагрузки населения. По данным Всемирного банка, доля кредитов, выданных физическим лицам, превысила 45% ВВП, а уровень общей задолженности домохозяйств составляет уже более 25% от их совокупного располагаемого дохода.
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев свежие расчеты ВБ называл несколько заниженными. Впрочем, разногласия невелики. Само министерство в начале декабря также пересмотрело в сторону понижения прогноз по темпам роста ВВП на 2013 г. с 1,8% до 1,4%, а на 2014 г. – с 3% до 2,5%.
А вот бывший министр экономического развития Андрей Белоусов продолжает радовать завидным оптимизмом. Он считает, что 3% роста российской экономики в будущем году – "очень адекватный уровень" и вполне достижимый. И нужно-то для этого всего ничего – принять ряд мер по стимулированию экономического роста. "Это меры, связанные, прежде всего, с развитием предпринимательского климата, правоприменением, связанные с развитием инфраструктуры, связанные с развитием банковского сектора и снижением процентных ставок", – пояснил Белоусов. Сложно заподозрить советника президента в скрытой иронии относительно таких "высоких материй". Но не менее сложно поверить в то, что подобные речи человек, не слишком далекий от экономики, сегодня может произносить всерьез. Такие рассуждения уже давно воспринимаются синонимом пословицы "когда рак на горе свистнет".
За текущий год количество индивидуальных предпринимателей в России снизилось на 600 тысяч человек по причине повышения страховых взносов. Амнистия по экономическим преступлениям затронула примерно полторы тысячи человек вместо ожидавшихся десятков тысяч. В некоторых регионах вновь отмечается рост числа проверок бизнеса со стороны различных контролирующих органов. А в будущем к ним могут прибавиться и внеплановые налоговые проверки, за возвращение которых ратует сам президент. Минтруда объявил войну теневым зарплатам. И это – далеко не полный перечень фактов, наглядно демонстрирующих действие "мер по развитию предпринимательского климата".
Развитие инфраструктуры в риторике государственных мужей ограничивается, в основном, мегапроектами, экономическая целесообразность которых выглядит весьма сомнительной с учетом российских реалий, что подтверждается опытом строительства олимпийских объектов и подготовки саммита АТЭС.
Впрочем, сам Белоусов наиболее значимым считает снижение процентных ставок, что поспособствует притоку инвестиций в экономику. С последним утверждением спорить трудно, но только при условии, что ставки упадут не на пару процентных пунктов, а куда более ощутимо. Наивно ожидать этого сейчас, когда банковский сектор лихорадит массовым отзывом лицензий. Да и на ближайшее будущее рассчитывать вряд ли стоит. Однако, по словам советника президента, эта и другие перечисленные им меры направлены на среднесрочную и краткосрочную перспективы. Похоже, в России завелся новый кремлевский мечтатель.