ФОТО: AP |
К 14 декабря Госдепартамент и Министерство финансов США должны были передать Конгрессу отчет о применении принятого Бараком Обамой "Акта имени Сергея Магнитского о подотчетности и главенстве закона". Акт, напомним, предполагает введение визовых и экономических санкций в отношении 18 россиян, якобы причастных к пыткам юриста фонда Hermitage Capital, который дал свидетельские показания о хищении сотрудниками МВД РФ 5,4 млрд рублей. Самого Магнитского вскоре заподозрили в содействии в уклонении от уплаты налогов на 500 млн руб., а обвинительный приговор ему вынесли посмертно: спустя год заключения он умер тюрьме, не получив должного лечения обострившегося заболевания поджелудочной железы.
На Западе уголовное преследование юриста сочли политически мотивированным и составили "список Магнитского", который стал причиной конфликта России и США. Москва поспешила принять ответные меры и утвердила "закон Димы Яковлева", запрещающий иностранцам усыновлять российских детей-сирот, а также "список Гуантанамо", который предусматривает аналогичные "списку Магнитского" санкции в отношении чиновников, подозреваемых в причастности к нарушениям прав человека в американской тюрьме.
После принятия обоих списков многие отмечали, что, несмотря на громкий скандал, списки носят чисто формальный характер: ни в американский, ни в российский перечень высокопоставленные чиновники не вошли. Однако ситуация обострилась летом этого года, когда российский суд вынес умершему четыре года назад Магнитскому обвинительный приговор. "Со своей стороны мы можем действовать жестче - расширить границы "закона Магнитского" и сделать так, чтобы боль почувствовали еще больше россиян", - заявил тогда сенатор-республиканец Джон Маккейн.
После его выступления конгрессмены надеялись, что в "списке Магнитского" наконец появятся известные имена, в частности - главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, банкира Дмитрия Клюева и предпринимателя Владлена Степанова - мужа экс-руководительницы московской налоговой инспекции Ольги Степановой, которая уже числится в перечне. По некоторым данным, в список могли попасть до 20 новых фамилий.
Однако источники The Daily Beast в Конгрессе сообщили, что отчет, как и обновленный список, Госдепартамент так и не предоставил. "Нас неоднократно заверяли на самом высоком уровне, что будут новые имена. И вот сегодня мы слышим, что нового списка не будет. Никаких объяснений не было", - заявил в четверг помощник одного из конгрессменов.
Представитель Совета национальной безопасности США при Белом доме Кейтлин Хейден позже пояснила, что "целый ряд случаев находится на рассмотрении, и администрация полна решимости полностью соблюдать закон путем изменения списка по мере целесообразности", однако отрицать сам факт отказа от расширения списка, как и комментировать его причины не стала.