Зимняя Евпатория. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Власти Автономной республики Крым и представители Китая подписали Меморандум о реализации совместного проекта в сфере агропромышленного комплекса. В рамках соглашения китайские компании планируют инвестировать миллиардные суммы в развитие и модернизацию оросительных систем, внедрение современных аграрных технологий, хранение сельхозпродукции и логистику. Наиболее интересной частью соглашений является идея о строительстве на базе одного из крымских портов огромного зернового терминала.
Финансирование проекта берет на себя один из крупнейших банков Китая. По заверениям властей автономии, земля, на которой будут реализовывать проекты, будет передана китайской стороне в аренду и сохранит статус земель государственной собственности Украины.
Принятие меморандума является очередным шагом в реализации соглашения, подписанного в начале декабря во время визита в КНР украинской делегации во главе с Виктором Януковичем. Напомним, что он пришелся на время наибольшего обострения экономических и политических проблем Украины, и многие эксперты полагали, что в Пекин Янукович отправился за новыми кредитами. Денег из китайской столицы он тогда не привез, а детали переговоров остались неизвестны, достоянием общественности стали лишь общие дежурные заявления.
Идея строительства в Крыму глубоководного грузового порта с зерновым терминалом не нова. На сегодняшний день авторы идеи выбрали местом строительства окрестности Евпатории. Реализацией проекта займется украинский бизнесмен Алексей Мазюк, привлекший в качестве инвестора китайского миллиардера Ван Цзиня – инициатора строительства в Никарагуа дублера Панамского канала.
По плану, портовая инфраструктура и акватория будут построены на суше, после чего заполнены водой и соединены с морем посредством разрушения косы, отделяющей озеро Богайлы от морской акватории. Предполагается, что глубина акватории порта составит 25 метров. Для прохода океанских судов хотят построить 9-километровый судоходный канал. Порт общим грузооборотом от 140 млн тонн в год будет включать в себя контейнерный терминал, Ро-Ро-терминал, зерновой терминал (10 млн тонн в год) и терминал сыпучих грузов. "Ориентировочная цена первой очереди проекта составляет $3 миллиарда. Первая очередь будет реализована примерно через пять лет", – цитирует Мазюка украинский информационный портал "Сегодня".
По словам вице-премьера Крыма Рустама Темиргалиева, предназначение порта – вывоз из Украины зерна и сельхозпродукции в Китай. Также китайцы намерены через Крым поставлять продукцию своих машиностроительных компаний на рынки Восточной Европы.
Здесь, собственно, и начинается самое интересное. КНР, судя по всему, собирается использовать Украину как площадку производства сельхозпродукции для нужд собственного населения. По информации телеканала "Россия 24", Китай арендовал на Украине сроком на 50 лет около 3 млн га сельскохозяйственных земель, что составляет около 5% всей площади страны (на территории которой сосредоточено порядка трети всего мирового чернозема). Основная цель аренды – производство сельскохозяйственных культур и свиноводство. Подобный подход полностью укладывается в провозглашенную на состоявшемся в прошлом году съезде Коммунистической партии Китая новую стратегию развития, в соответствии с которой КНР сосредоточит усилия на выводе со своей территории значительной части промышленного и сельскохозяйственного производства в страны третьего мира.
До последнего времени КНР выстраивала таким образом отношения с африканскими государствами, куда активно выводились вредные производства и где осуществлялась добыча сырья для нужд Поднебесной. Как показывает африканский опыт, китайские партнеры не особо заботятся о территориях, на которых осуществляется производство и добыча сырья. Скорее всего, и на Украине в ход будут пущены все мыслимые и немыслимые сельскохозяйственные, биологические и химические технологии. Во что после этого превратятся украинские сельхозугодья, догадаться нетрудно.
Что касается строительства мегапорта в Крыму, главный вопрос – как появление огромной промышленной зоны отразится на курортной Евпатории и ее окрестностях. По мнению ряда экспертов, строительство девятикилометрового канала приведет к постоянному вытягиванию в него песка с курортного побережья. Отдельная тема – грузовые терминалы. Обработка миллионов тонн проходящих через них грузов приведет к сильному загрязнению прилежащей акватории и территории вокруг портовых комплексов. А создание транспортного хаба для перераспределения потоков товаров из КНР в Восточную Европу повлечет за собой резкое возрастание нагрузки на не самую развитую ж/д- и автодорожную инфраструктуру полуострова, со всеми вытекающими экологическими последствиями.
В соответствии с договоренностями, работать на мощностях, создаваемых китайцами в сельском хозяйстве и портовой инфраструктуре, будут граждане Украины. Однако, учитывая сравнительно высокую стоимость местной рабочей силы, существует риск, что эти договоренности будут нарушаться. Как показывает африканский опыт, Китай всеми правдами и неправдами способствует проникновению на такие производства собственных специалистов и другой рабочей силы. Параллельно туда стекаются потоки китайских мигрантов, включая нелегальных. Эти люди довольно быстро вытесняют местных жителей из таких областей, как мелкая торговля и сервис.
Пока ничто не позволяет предположить, что на Украине все будет иначе.