Фото: ИТАР-ТАСС |
Это первое вразумительное заявление относительно возможности предоставления Украине экономической помощи, сделанное Западом. Из чего можно сделать вывод, что в Брюсселе и Вашингтоне наконец-то выработана некая позиция в отношении революционной Украины. Судя по тому, что речь идет о "немаленьких" объемах (по логике, суммы будут никак не меньших предложенных Москвой), Запад принял решение вступить в схватку за Украину.
Отправной точкой для этого стало решение Януковича о смене правительства. Похоже, в Брюсселе не сомневаются, что управление украинской экономикой постепенно будет переходить под власть оппозиции, которой и предстоит нести ответственность за "немаленькие" ресурсы.
При наилучшем раскладе предоставление помощи Украине может носить характер "плана Маршалла", предполагающего не только выделение кредитов, но и санацию экономики. Если это действительно так, у страны появляется шанс в среднесрочной перспективы выбраться из экономической ямы.
Здесь резонно возникают два вопроса: зачем все это нужно Европе и что будет с договоренностями о предоставлении помощи со стороны России?
Сразу необходимо оговориться, что "план Маршалла" в отношении Украины пока следует рассматривать только как предположение. Базируется оно исключительно на том, что ЕС и США, встав на путь восстановления собственных экономик, сегодня могут позволить себе потратить энную сумму на стабилизацию Украины, чего не могли позволить вчера. С одной стороны, эта стабилизация необходима для выстраивания своеобразного "санитарного кордона", сдерживающего миграцию и контрабанду с Востока, а также для обеспечения бесперебойного транзита российских энергоносителей через украинскую территорию. С другой стороны, Украина является потенциальным рынком для европейских товаров и услуг. Все вместе это обеспечивает необходимое и достаточное условие для того, чтобы за нее побороться.
Ответа на вопрос, как может соотноситься стремление Запада обустроить Украину с последними действиями России по предоставлению ей помощи, пока нет. Обещания Путина о предоставлении Киеву 15-миллиардного кредита предполагали, что его получателем должен был выступать режим Виктора Януковича. Однако позиции украинского президента стремительно слабеют, и это уже послужило причиной задержки с предоставлением следующего транша.
"В целом, помогать Украине надо, но нужны и условия этих кредитов, чтобы было понятно, откуда они будут возвращаться, – так прокомментировал перспективы кредитования Украины экс-министр финансов Алексей Кудрин. – Если неопределенность в этом возникнет или будут превалировать популистские решения старого или нового правительства, то мы можем не получить обратно этих средств".
Опасения Кудрина подтверждают и эксперты S&P. Они не исключают, что новое украинское правительство, не выражающее особого восторга насчет договоренностей Путина и Януковича, может отложить погашение уже выкупленных Москвой облигаций на неопределенное время или навсегда.
С Европой и США подобный трюк невозможен, так как новое правительство становится гарантом и одновременно заложником предоставленной Западом помощи. Само его существование и благоприятный исход президентских выборов 2015 г. возможны только в случае добросовестного исполнения всех договоренностей.
Таким образом, если ЕС и США действительно намерены заняться решением "украинского вопроса" и готовы заплатить за это "немаленькие" деньги, у них это получится быстрее, чем у России, сделавшей ставку не на ту лошадь.
Побоище на Майдане. ФОТО, ВИДЕО, рассказы очевидцев