Яна Рудковская: "Женя давал себе один шанс из тысячи"

Читать в полной версии →
Супруга российского фигуриста рассказала "Yтру" о том, какой ценой ее мужу далась поездка на Олимпиаду, как они вдвоем относятся к критике и чем спортмен удивит судей и болельщиков


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Путь российского фигуриста Евгения Плющенко к домашней Олимпиаде стал, пожалуй, самым обсуждаемым событием в преддверии соревнований. Супруга спортсмена Яна Рудковская рассказала "Yтру" о переживаниях ее мужа в преддверии Игр, его взаимоотношениях с Евгением Ковтуном, почему ей самой из-за Игр уже снятся кошмары, а также какое будущее ждет детей звездной пары.

"Yтро": Когда собираетесь в Сочи?

Яна Рудковская: Улетаю 5-го.

Судя по всему, вы отправляетесь туда всей семьей?

Да, да.

Пока и Вы были в Москве, и Евгений, учитывая график тренировок, Вы хоть виделись?

Мы буквально на днях виделись, когда ездили с детьми к Жене в Новогорск. Дети играли в футбол с Женей, очень позитивно прошла наша встреча. Мне кажется, это было важно, что мы приехали и поддержали. Он был очень рад. Погулял с Сашенькой, поиграл с ним.

Насчет Сочи. Говорят, вы будете участвовать в эстафете олимпийского огня. Кажется, подтверждения от Вас в Twitter не было?

Почему? Я подтверждала, у меня и в Twitter это есть, и в Instagram. Точную информацию позже выложу.

Вы бы хотели, чтобы Евгений нес олимпийское знамя со стороны России?

Я знаю, что Женя очень хотел. Он всегда отказывался, в связи с графиком соревнований, ну и было некое суеверие. Оно и сейчас есть: тот, кто несет знамя, обязательно не выигрывает золото. Он сказал: "Это так почетно, тем более что это точно заключительная Олимпиада в карьере". Но дело в том, что это однозначно невозможно, потому что у него первое выступление вообще 6-го, а потом 9-го. И, конечно, очень большая нагрузка эмоциональная. И потом, это занимает большое количество времени. Поэтому он, к сожалению, отказался нести, потому что это совершенно не совпадает с его графиком, в это время он должен готовиться, а так выпадают две тренировки.

Вы говорили о большом давлении со стороны журналистов на Евгения, по поводу борьбы за путевку на Олимпиаду, в частности. Как Вы сами относились к его конкуренции с Максимом Ковтуном?

Я вообще считаю, что на наших спортсменов нужно не давление оказывать, а поддерживать их. Весь мир поддерживает своих, и только у нас мы читаем какую-то критику, какие-то рассуждения. Я читала очень многих журналистов в силу того, что я мониторю всю прессу, которая пишет о Жене. И могу сказать, что столько непрофессиональных статей было написано! Люди, когда пишут статьи, им даже лень посмотреть положение Федерации. Там четко написано, что решение принимается не только после чемпионата России, но и по результатам чемпионата Европы, и решение принимает исполком Федерации.

Конечно, если бы Максим (Ковтун) выиграл чемпионат Европы, безусловно, здесь был бы большой вопрос. Но, так как я видела прокат Жени, я считаю, что это было одно из лучших выступлений в произвольной программе за всю его карьеру. Наверное, конкурировать с этим выступлением по эмоциональности может только Шеффилд (в 2012 г. Евгений Плющенко выиграл золото чемпионата Европы в Шеффилде), но по технике даже Шеффилд проигрывает тому прокату, который был в Новогорске. Этот прокат есть у меня. Меня просто попросили его не показывать никому до Олимпийских игр. Но, если разрешит Федерация фигурного катания, я, безусловно, его когда-нибудь выложу. Особенно после Олимпиады, я думаю, людям будет очень интересно, как Евгений откатался.

Я не как профессионал, а как человек, который все-таки не понаслышке знает о фигурном катании, могу сказать, что это серьезно, когда после проката тебе аплодируют не твои поклонники, а Федерация фигурного катания и судьи, которые понимают нюансы. Так вот, после проката Жени все, кто присутствовал, аплодировали. Абсолютно заслуженное попадание на Олимпиаду. А если у кого-то еще есть вопросы, я приглашаю к себе в офис. У меня очень уютно, и я всем журналистам продемонстрирую этот прокат, если вопросы еще остались.

А по поводу давления... На любого человека можно оказывать давление. Я проштудировала западную прессу. Так вот они, те же американцы написали лучше, чем многие русские. И это заслуживает большого вопроса. Во всех западных статьях прослеживалась красная нить, которую у нас очень часто забывают. Не все, но многие. Так вот, было написано следующее: "Весь мир будет болеть за Плющенко. Интерес к фигурному катанию настолько будет велик, потому что все люди любят такие истории. Границы стран будут стираться, потому что мы будем болеть за живую легенду".

Красиво.

Это то, что написали практически все. Из песни слов не выкинешь. А русская пресса в 95% случаев хорошо написала, оказала поддержку, остальная часть - враги. Они всю жизнь писали: и после Солт-Лейк-Сити, и после Турина, и после Ванкувера, и сейчас написали. Невозможно нравиться всем, в силу разных причин, даже если ты - великий спортсмен. Эти люди, вот эти 5%, при виде Жени отводят глаза сейчас, даже не ведая того, что он не читал их гадкие статейки. И Мишину (Алексею Мишину, тренеру Плющенко) тоже в глаза смотреть не могут. Не люблю я, когда в родной стране пытаются гнобить спортсменов, которые за свою жизнь прошли такие испытания, стремятся сделать невозможное, открыть новую страницу в истории мирового фигурного катания.

Вы сказали о его выступлении в Новогорске. Заслуженный тренер России Виктор Кудрявцев отметил, что Евгению не хватило эмоциональности. Вы с ним согласны?

Я Жене сказала: "Ты катайся просто для себя, потому что это на самом деле может быть твоим последним выступлением перед судьями. Катайся так, как ты бы хотел, чтобы видели твои поклонники". И он так и катался. А что касается эмоциональности, я согласна с Кудрявцевым на 100%, мне тоже эмоциональности не хватило, зато техника была на высоте. И я думаю, что все-таки эмоции он бережет для Олимпийских игр, потому что именно его эмоциональность, его сумасшедшая харизма дают вторую оценку - десятку, которая ему очень нужна, за интерпретацию образа. Вот она как раз складывается из эмоциональности, харизмы и того, что он передает зрителям. И, если он получит все десятки, вот это будет та эмоциональность, которая нужна Кудрявцеву. Она мне тоже, кстати, нужна, я с ним полностью согласна.

Есть разговоры о том, что именно вы во многом повлияли на его решение участвовать в этой гонке за Олимпиаду. Это правда?

Стопроцентная. До последнего никто не верил, все были против, включая близких родственников Жени. Единственные, кто верил, до конца боролся за эту идею, были я и Мишин. Есть вещи, которые можно говорить, есть вещи, о которых нельзя говорить. Я скажу так: Женя давал себе один шанс из тысячи, что он вернется. Когда у него были боли, когда врачи говорили, что все-таки нужно начинать прыгать с сентября. А на совете, когда Женя попробовал и падал с двойных, Мишин сказал, что нужно начинать в июне, иначе не подготовиться к Олимпиаде. Потому что четверной был нужен уже в сентябре.

После всех испытаний, которые прошел Евгений и вся команда, он давал себе один шанс из тысячи. На что я ему сказала, что, если бы у меня был один шанс, я бы его обязательно использовала. Хорошо, что не один из миллиона. А он вытянул этот шанс не благодаря лотерейному билету, а благодаря своей колоссальной работоспособности, умению преодолевать страшнейшие боли был момент,когда он не мог прыгать не только из-за болей, а потому что у него в голове сидела мысль, что если он вдруг прыгнет, а кость еще не до конца срослась с механизмом четырех шурупов, эта конструкция может поломаться, и он может остаться инвалидом на всю жизнь. И только потом нам врачи сказали, что можно прыгать, но очень осторожно. Для меня этот человек, прежде всего, герой, а уже потом мой муж. Для меня это показатель огромного мужества, потому что я таких людей в своей жизни не встречала. Он шел на риск, он мог стать инвалидом, потому что он понимал: если начнет не в июне, к Олимпиаде он не подготовится.

Насчет обильной критики. Как вы думаете, почему у нас не ценят своих спортсменов так, как хотелось бы?

Для меня это всегда была загадка. У нас гнобить кого-то, критиковать стало настолько популярным. Мне всегда хочется сказать: "А судьи кто?". Что сделали эти люди, чтобы критиковать великих спортсменов? Перед Лондоном Усейн Болт проиграл национальный турнир своему другу. Но на Олимпиаде он взял золото. И его так поддерживали, за него болел весь мир! Как за Елену Исинбаеву. Хотя у них тоже были проблемы, тоже были проигрыши. Без проигрышей невозможны выигрыши.

Я читаю и публикую в Twitter и положительные статьи, и негативные, и с подколками. А что, вы хотели, чтобы человек подошел к своей четвертой Олимпиаде в лучах только позитива? Да не будет так никогда. Все равно будут те, кто будет радоваться его успехам или наоборот. Не радоваться успехам Жени - удел людей слабых, завистливых, тех, кто ничего не добился. Умом Россию не понять, хотя, опять же, не хочу обобщать. Русские люди очень любят Женю, они его поддерживают, и это подтверждают результаты всех опросов.

Вы за годы брака с Евгением уже сами стали специалистом по фигурному катанию?

Абсолютно. Конечно, мы семь лет вместе. Достаточно большой срок.

Сама Олимпиада, выходит, совершенно особенная для вас - и путь, который преодолел Евгений, и Дима Билан на церемонии открытия.

Там очень много всего связано. Ведь Женя вместе со Светой Журовой отстаивал честь России в Гватемале, когда Сочи был еще кандидатом на проведение Игр. В этот момент Дима пел на площади зимнего театра в Сочи. И он пел как раз после объявления результатов. Ему сказали: "Если Россия выиграет - поешь "Невозможное возможно", если Россия проиграет - поешь "Never Never LetYou Go". Его вообще поставили последним. Потом рассказывал, как переживал, если проиграем заявку. А я в тот момент жила в Сочи, а познакомились с Женей в Лондоне 11 января 2007 г., когда заявка только презентовалась. У меня такая, да, достаточно мощная история, связанная с "Сочи-2014". Я не представляю, если бы Женя не поехал на Олимпиаду. Это была моя самая большая мечта. Я мечтала о двух вещах: чтобы дети мои были со мной, и чтобы Женя обязательно поехал в Сочи. И вот, видите, мечты сбываются.

Кстати, дети продолжат путь Евгения - пойдут в спорт, в фигурное катание?

Могу сказать, что Женя оказал большую поддержку моим детям, в формировании их характера, их спортивного духа. Старшие мальчики футболом занимаются, а Сашенька, младший наш сын, не знаю, как сложится жизнь, но Женя хочет отдать его либо на футбол, либо на теннис. Хочет вырастить из него спортсмена.

Если вернуться к теме борьбы за выход на Олимпиаду, к конкуренции с Максимом Ковтуном. Как сами спортсмены друг к другу относятся?

Вы знаете, Женя к Максиму хорошо относится. Он отметил, что Ковтун сильно прибавил, что он сильный спортсмен и если продолжит так, то он - будущее фигурного катания. Уважает за то, что мальчик пытается делать три четверных. Он всегда уважал сильных людей и критиковал спортсменов, которые не имеют в своем арсенале четверного прыжка. Чем больше четверных, тем сильнее фигурист. Максим, действительно, показал очень высокий уровень. Женя никогда не скажет ничего против тех людей, которые дают результаты. Он очень уважает и поддерживает Бриана Жубера, Стефана Ламбьеля. Для него кумирами были не западные фигуристы, как привыкли сейчас говорить, а русские - Виктор Петренко и Леша Урманов.

Как Вам костюм Евгения? Болельщикам вот понравилось, один даже написал в интернете: "Хороший вырез на груди, как раз для медали".

Валя (Валентин Юдашкин, модельер) создал интересный костюм, и тот эскиз, который я выложила, не показывает ту красоту, которая будет. Они с Валей выбрали этот вариант, потому что он скромный и очень стильный. Выреза для медали нет, но идея была в том, чтобы сделать лебединую шею, более длинную, чтобы образ был полный. Фигуристу костюм должен помогать, не мешать кататься, быть комфортным и удобном. А если он еще будет красив, то это здорово. Идея была сделать что-то новое. У Жени было много костюмов, которые обрубали шею, Валя это заметил и предложил сделать удлиненный вырез. А про медали пока никто не думает. Многие посчитали, что костюм очень скромный. На самом деле, в нем Женя очень красиво смотрится, а скромность, как известно - украшает.

Вы сами как-то идейно помогали в его создании?

Нет-нет, все идеи полностью были Валины.

Песня Димы Билан. Как он сам сказал, он посвящает ее "своему другу - Евгению Плющенко." Как вы к этому относитесь?

Я очень рада была, что они вместе с Эдвином Мартоном сделали гимн на английском языке, с Ларой Д'Элиа - на русском языке. Кстати, Лара - автор песни "Невозможное возможно". Я рада, что гимн сейчас набирает обороты. Диме очень хотелось поддержать Женю. И, когда они писали песню, еще не было известно, поедет Женя на Олимпиаду или нет.

Вы, как человек, который видел закрытые прокаты Плющенко, знает о его состоянии, как бы по десятибалльной шкале оценили его уровень подготовки?

Об уровне подготовки не мне судить, а его тренеру, я не видела тренировок и не хочу говорить о шкалах. Еще раз могу повторить, то я знаю одно: мне за моего мужа не будет стыдно. Сколько у него есть сил, сохранившейся, накопившейся эмоциональности - он все отдаст. Он сделает все, что от него зависит. А о подготовке знает только его тренер. Я сейчас предпочитаю их вообще не трогать.

Уже там, в Сочи, будете посещать какие-нибудь другие виды спорта?

Я буду поддерживать наших хоккеистов. Сашу Овечкина, с которым давно дружим, Илью Ковальчука, Женю Малкина. Мне очень интересен биатлон, лыжи. Я очень многих ребят знаю, буду болеть за Ваню Скобрева, которого считаю выдающимся спортсменом. Буду болеть за Зайцеву. Верю, что каждый из ребят сделает все, чтобы принести медаль в копилку нашей страны. И вообще, я считаю, что за каждого, кто попал на Олимпиаду, нужно болеть. Как бы ты к человеку ни относился, ты болеешь за страну.

Вы сказали о биатлоне. Значит, скорее всего, следите за ситуацией. Как вам последние новости, связанные с допингом и тем, что у нас выбыла одна из ведущих биатлонисток - Ирина Старых?

Я очень надеюсь, что это недоразумение. Потому что есть прецеденты, и говорят, что есть такие истории, когда могут подсыпать что-то и в воду, и в еду. Поэтому Женя никогда ничего не берет у посторонних. Мало ли что. Я не верю, что такие опытные спортсмены могут позволить себе допинг, тем более в олимпийский год. Зная их, зная, что Олимпиада для них - вопрос жизни. Я думаю, что это провокация.

Что для вас значит Олимпиада в Сочи?

Это страшные переживания. Уже больше месяца я и ем плохо, и сплю плохо, какие-то кошмары снятся олимпийского уровня. Ванкувер, помню, дался мне как-то легче. Возможно, уверенности было больше. Тогда более сплоченна была вся эта история вокруг Жени, больше было позитива. Хотя опять же, повторюсь, негатив исходит от трех - четырех человек. Слава богу, что Женя их не читает, не знает до сих пор, кто написал про него плохо, а кто хорошо. Женя вообще не читает ничего о себе - ни хорошее, ни плохое, вы знаете про это?

И Вы ему ничего не рассказываете?

Нет, ни я, ни тренер, ни хореограф, ни тренер по общей физической подготовке, а он больше ни с кем и не общается.

Но как же, в век технологий, когда все новости в маленьком телефоне...

А он не смотрит, он отключил Twitter, отключил Instagram. И я считаю, что это правильно. Он очень редко заходит в интернет. Только по двум поводам: посмотреть, как новые вышли машины и какие новые компьютерные игрушки. Машины - его слабость, а игры - тут тоже можно понять. Детство было трудное, его фактически не было.

А что за игры? Во что играет Евгений Плющенко?

В разные гонки, стрелялки, в то же самое, во что и мои дети, у них одни и те же игры, футбол, я в этом не очень разбираюсь.

Как только приедете в Сочи, что сделаете первым делом? Сможете увидеться с Евгением?

Нет, у нас есть правило - мы не встречаемся до Игр и во время.

В Сочи Вы будете болеть со стадиона? Сколько вообще Олимпиад на вашем счету?

Я была только в Ванкувере, это для меня будет только вторая Олимпиада. Но, чувствую, сочинская будет еще тяжелее, чем ванкуверская. Думаю, вряд ли я уже буду на каких-то Олимпиадах в таком качестве, как сейчас. Хотя сейчас японские болельщики Жени шутят, говоря: "Даешь Олимпиаду-2018!".

Хотите что-нибудь сказать всем критикам или ответ будет на льду?

Каждый имеет право на свое мнение. Мне хочется всегда думать хорошее. Есть хорошие люди, а есть плохие. Есть очень хорошие, а есть очень плохие. Не будешь же каждому что-то доказывать. Я хочу пожелать им быть добрее, хоть на миг представить, как тяжело спортсменам отстаивать честь нашей страны. И сколько они проходят испытаний, начиная от операций, заканчивая травмами. Несмотря на это, они предпринимают сверхчеловеческие усилия и идут вперед. Таких, кто прошел четыре Олимпиады, двое. В The NewYork Times писали, что был шведский фигурист Гиллис Графстрем, он выступал с 1920-го по 1932-й год, когда исполнялись прыжки только в полтора оборота и катались на замерзших прудах. Это практически век назад. И вот Женя второй. Это прямо до мурашек. Дай бог, чтобы выступил достойно, это самое главное.

Олимпиада в Сочи. ФОТО, ВИДЕО, комментарии спортсменов и экспертов


Обсудить на Facebook

Карен АДАМЯН |
Выбор читателей