|
Народ социалистической республики обходится без стихов, но, как и все братские народы, посылает множество даров – сотканный вручную ковер, огромные золоченые вазы, статуэтки, оружие, набор курительных трубок, коллекцию вин, макет действующей железной дороги и прочее, прочее, прочее. Лучшие образцы своей продукции отправляют в Москву все чешские предприятия, включая три главных автомобильных завода страны: Letov, Skoda и Tatra. Как и положено любому подарку, каждое юбилейное подношение оригинально и неповторимо. Обычный серийный "Татраплан" на заводе Tatra разрезают вдоль и поперек, превращая в просторный кабриолет бежевой окраски с салоном из натуральной кожи. Лучшие рабочие завода Letov собирают для Сталина эксклюзивный вариант малолитражки Aero Minor. Художник рисует для нее новую облицовку радиатора и хромированный декор, делает более изящными бампера, создает заново панель приборов, добавляет щитки на задние крылья и придумывает непохожий на серийный руль. Воплощение автомобиля в металле доверяют лучшим мастерам. Второго столь роскошного "Минора" на заводе больше никогда не соберут.
Подарков оказалось так много, что для их размещения пришлось освободить места в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музее революции и Политехническом музее.
После смерти Сталина преподнесенные ему подарки можно было увидеть только в Музее революции. В залы ГМИИ вернулись произведения искусства, а в Политехническом часть экспонатов убрали в запасники. Те из них, что можно было использовать в народном хозяйстве, передали в соответствующие организации. Пятого января 1955 г. по указанию Управления делами ЦК КПСС "отдел фондов Политехнического музея передал безвозмездно Городскому отделу здравоохранения для использования в лечебно-профилактических учреждениях города Москвы" часть экспонатов, и среди прочего чешские "Татраплан", "Шкода", "Минор".
До недавних пор было известно о судьбе лишь одного из сталинских автомобилей – кабриолета Tatra T600 Tatraplan, который отыскался в Грузии и в 70-е гг. вернулся обратно в Чехословакию, где сейчас является одним из главных украшений заводского музея Tatra. Об остальных машинах ничего не было известно, они считались навсегда утраченными.
Лишь совсем недавно, летом 2013 г. обнаружился второй автоподарок – Aero Minor. Его владелец рассказал, что автомобиль когда-то работал в одном из московских роддомов, был списан и продан в частные руки. С 1975-го по 2013 г. "Минор" простоял без движения под навесом в огороде, изрядно проржавел, но сохранил большинство оригинальных деталей. К машине прилагалась чудом уцелевшая музейная табличка из Политехнического музея.
Сейчас уникальный автомобиль находится в реставрационном центре "Автонаследие". Сюрпризом для реставраторов стало нахождение в закрытой полости правого переднего крыла записки от рабочих завода Aero, написанной на листке бумаге и приклеенной прямо на металл: "Тов. Озифу Сталину к 70-й годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949".
В ближайшее время этот уникальный автомобиль планируют продемонстрировать публике: увидеть его можно будет 7 – 10 марта на 22-й Олдтаймер-галерее, которая пройдет в КВЦ "Сокольники".