Москву заполонили аферисты

Читать в полной версии →
Все чаще дурят россиян при покупке ювелирных украшений – скупщики приобретают кольца и серьги, бывшие в употреблении, реставрируют их и продают под видом новых




В медиацентре газеты "Версия" состоялась пресс-конференция заместителя председателя Московского общества защиты потребителей, члена совета Союза потребителей РФ Антона Недзвецкого.

Если брать общую статистику жалоб от потребителей, то она "выглядит традиционно": на первом месте – бытовая техника и сотовые телефоны (почти 50% жалоб), на втором – одежда и обувь (почти 30%), третье место делят пластиковые окна и автотранспортные средства – по 10%.

В прошлом году, по словам Недзвецкого, в Москве "пошел всплеск сетевого маркетинга": "Полукриминальный, можно сказать, метод, навязывали продажу косметических товаров по совершенно диким, завышенным ценам. Звонили, приглашали на бесплатную косметическую процедуру. Во время процедуры москвичкам казалось, что наступил некий кратковременный эффект – кожа как будто действительно приобретала молодость и свежесть". Жертвы тут же подписывали кредитный договор на покупку косметического чемоданчика за 40 тысяч. Правда, потом, когда дамы приходили домой, у многих вскакивали прыщи и выступали пятна. Тогда жертвы косметики шли к врачам и брали справки, что у них аллергический дерматит. Потом пытались вернуть косметику обратно. Дело это не простое, так как по закону косметика не подлежит возврату. "Но здесь – нарушение законов о лицензировании, о персональных данных, плюс по косметике была предоставлена неполная информация. Мы разработали целую схему – как вернуть косметику в салон", – рассказал Недзвецкий.

Все чаще дурят россиян при покупке ювелирных украшений – скупщики приобретают кольца и серьги, бывшие в употреблении, реставрируют их и продают под видом новых. Немало таких украшений остались от покойных. И хотя украшения порой реставрируются настолько плохо, что потребитель может запросто определить, что кольцо уже "ношеное", многие предпочитают верить продавцам на слово. Нередко неправильно указывается проба драгметалла – может быть указано, что проба выше. Не проставляется цена за грамм, не указывается производитель. Всего же при проверке ювелирных изделий у 40% были обнаружены различные браки и несоответствия. Это намного выше, чем в любой другой области, отметил Недзвецкий.

Еще одна проблемная сфера – покупка автомобилей в кредит. "Идет поток обращений от людей, которые были обмануты при выдаче кредитов при покупке машины в автосалоне, они переплачивали стоимость машины в три раза", – рассказал Недзвецкий.

С обществами защиты прав потребителей – тоже проблема. Всего их зарегистрировано в России более 1300, причем реально защитой прав потребителей занимается только каждое шестое. Остальные ведут кто полузаконную, а кто и вовсе незаконную деятельность – например, требуют с предпринимателей деньги, угрожая им, что дадут ход жалобе потребителя: "Многие пострадавшие обращаются в компании, которые рекламируют себя, как общества защиты прав потребителей, но в действительности являются ООО. Они приглашают пострадавших к себе – якобы все бесплатно; приезжает человек в офис, и его начинают обрабатывать, обещая возвращение неустойки, штрафа. В итоге клиент платит за юридические услуги больше, чем стоит сам товар. Потом ничего не добивается и идет жаловаться в настоящее общество защиты прав потребителей".

Главное в таком случае – не дать мошенникам уничтожить улики. По словам Недзвецкого, в России сформировался рынок заказных экспертиз – разного рода ООО проводят экспертизы, заведомо выдавая за плату ложный результат: "Это корень зла, на котором держится практика отказов по качеству товаров – как только поступает претензия от потребителя по качеству товара, сразу продавцы идут в такое экспертное бюро и получают заключение, что продали качественный товар". Причем в ходе "экспертизы" доказательства несоответствия товара качеству уничтожаются. "Например, телефон сдается на проверку в сервисный центр через магазин. Там его спокойно заливают водой и говорят: вы такой сдали", – привел пример Недзвецкий.

По статистике, только два из десяти потребителей готовы заплатить за проведение действительно независимой экспертизы. Остальные 80% пострадавших на этом этапе отсеиваются.

Аделаида СИГИДА |
Выбор читателей