|
Если в результате присоединения Крыма инвестиционная привлекательность России и пострадает, то ненадолго, поддерживает замминистра генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. "Я думаю, что те, кто, поддавшись вот этим всем страшилкам, уйдет из России и ограничит свои инвестиции сейчас, те многое потеряют, потому что Россия – это страна, где можно зарабатывать деньги. Поэтому, я думаю, в коротком периоде риски будут, а в системном плане – нет", – отметил он.
Не драматизировать ситуацию еще накануне воскресного референдума в Крыму призывал замминистра экономического развития Андрей Клепач. Комментируя высказывания Алексея Кудрина, который прогнозировал ежеквартальный отток капитала из России в $50 млрд в случае применения серьезных санкций, он подчеркнул, что у Минэкономразвития другие оценки, "не алармистские". Правда, озвучить конкретные цифры отказался.
Зато в начале этой недели уже сам министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что МЭР пока не планирует повышать оценку оттока капитала за текущий год, поскольку это бессмысленно. "По итогам февраля он был близок к январю, а за два месяца достиг 35 миллиардов долларов", – рассказал глава министерства. Так что на данный момент официальный прогноз ведомства на год остается прежним: $25 миллиардов.
Но пока официальные лица демонстрируют традиционный безудержный оптимизм, инвесторы продолжают выводить деньги из страны. На днях Институт экономической политики имени Гайдара пересмотрел в сторону ощутимого повышения свои оценки оттока капитала в первом квартале: по мнению экспертов, он может достигнуть $73 – 75 млрд, тогда как еще 14 марта прогноз был куда скромнее – $65 миллиардов. За неделю отток увеличился, пояснил журналистам директор Центра структурных исследований (ЦСИ) института Алексей Ведев, и совершенно очевидно, что из-за ситуации вокруг Крыма.
Если же эскалация конфликта выльется в суровые санкции против России, последствия, по мнению ученых, будут вовсе не такими безобидными, как рисуют чиновники. В Институте Гайдара их пока даже не рассчитывали, потому что тогда мы проснемся в другой стране, и все прежние прогнозы просто станут не актуальными. "Даже приблизительно трудно посчитать, что будет с экономикой при оттоке 200 – 250 миллиардов долларов. Это уже будет другая финансовая система, другая экономика: здесь можно только краткосрочные прогнозы делать", – пояснил Ведев.
Тот факт, что события в Крыму начали влиять на поведение инвесторов еще до референдума, подтверждает и опрос управляющих активами, проведенный Bank of America Merrill Lynch. Если в феврале их больше всего беспокоило замедление экономического роста в развивающихся странах, а риски ухудшения геополитической обстановки занимали только пятую позицию, то теперь геополитика вышла на первое место. Сейчас инвесторы наращивают вложения в рынки США и Европы, чьи экономики демонстрируют признаки восстановления, пишет "КоммерсантЪ".
По данным экспертов издания, количество управляющих, увеличивших инвестиции в Россию, совпало с количеством тех, кто их сокращал, второй месяц подряд, тогда как в январе оптимистов было на 70% больше, чем пессимистов. Причем сокращали инвесторы вложения, опасаясь не столько присоединения к России дотационного региона, сколько именно санкций со стороны Запада.
Масла в огонь подливают политики. Официальный представитель администрации президента США Джей Карни на этой неделе прямым текстом рекомендовал инвесторам воздержаться от покупки российских акций. "На вашем месте, я бы не стал вкладывать в российские акции прямо сейчас – разве что открывать короткие позиции", – ответил он журналистам на вопрос о том, возымели ли американские санкции какое-то воздействие на российскую экономику. Этот откровенный призыв особенно примечателен, если учесть, что обычно Белый дом воздерживается от комментариев по поводу финансовых рынков, способных напугать инвесторов, отмечает The Wall Street Journal.
На этом фоне трудно разделить оптимизм наших чиновников относительно влияния санкций на отток капитала, особенно иностранного. Другой вопрос, что обещания Запада дополнить санкционные списки именами крупных российских бизнесменов может заставить последних приостановить зарубежную экспансию и более внимательно поискать применение своим капиталам в пределах родины. Это позволило бы несколько уравновесить итоговый показатель.