ФОТО: © Коротаев Артем /ИТАР-ТАСС |
Невозвратными станут не все билеты: планируется, что перевозчики просто "дополнят тарифную сетку экономичными тарифами", что "будет способствовать увеличению пассажирооборота, либерализации рынка, улучшению конкурентного положения железнодорожного транспорта", говорится в официальном сообщении, размещенном 28 мая на сайте правительства.
Создатели законопроекта отмечают, что при нынешнем законодательстве в сфере железнодорожного транспорта, те сборы, что пассажиры платят за возврат билетов, не компенсируют потери перевозчика. Риск убытков учитывается при определении цены на билеты, что делает их стоимость более высокой. "От применения нерегулируемых тарифов, не предусматривающих включение в стоимость билетов риска убытков от возврата, в первую очередь получат выгоду пассажиры, которые могут заранее спланировать свое путешествие, поскольку так называемые невозвратные билеты всегда дешевле, нежели обычные", - отмечают законодатели.
Впрочем, невозвратными такие билеты можно будет считать лишь условно: в том случае, если пассажир не сможет совершить поездку по объективным, документально подтвержденным причинам (вроде болезни или несчастного случая), их все-таки можно будет сдать.
Резервировать часть мест в поезде только под невозвратные билеты не планируется: у пассажиров всегда будет право выбора тарифа, независимо от количества реализованных проездных документов.
В коне апреля президент России Владимир Путин уже подписал указ о введении невозвратных авиабилетов. Условия возврата таких билетов несколько отличаются: стоимость билета будет компенсироваться в случае внезапной болезни пассажира или болезни следующего с ним члена семьи или близкого родственника, либо смерти члена семьи, либо в связи с задержкой отправления самолета.
При этом закон определяет, что пассажир должен уведомить об отказе не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс. В противном случае стоимость билета возвращается с взысканием неустойки в размере 25% уплаченной провозной платы и суммы фактически понесенных расходов перевозчика.
Считается, что введение невозвратных тарифов позволит сократить стоимость билетов на 25%. Однако с этим утверждением не согласны сами авиаперевозчики, указывающие на то, что около 80% от стоимости авиабилета составляют НДС, аэропортовые сборы, стоимость топлива и другие неснижаемые издержки. Введение нового тарифа на железнодорожном транспорте предполагает снижение цен на билеты на 30%.