Фото: Андрей Шапран/ ИТАР-ТАСС |
По словам главы профсоюза садоводов России Людмилы Голосовой, доработанный закон мало чем отличается от первоначального варианта.
Самыми спорными моментами остаются увеличение налога и снятие с очереди на жилье. Налоги, хотят садоводы этого или нет, по новому закону придется платить по ставкам ИЖС. Иными словами, они вырастут в десятки раз. Несмотря на такую дороговизну дачного отдыха, комфортнее он не станет: улучшения инфраструктуры за счет налога в новом законе не предусмотрено.
Еще один спорный момент: дача по новому закону признается вторым жильем, а значит, очередники могут не рассчитывать на улучшение жилищных условий.
Закон еще не принят, а москвичей уже начали вычеркивать из очереди на жилье. "К нам чуть ли не каждый день приходят жертвы этого закона – чиновники бегут впереди паровоза. Женщина пришла, плачет: она 18 лет стояла в очереди на квартиру, а на днях ее выкинули из очереди – чиновники разузнали, что в Подмосковье у нее есть шесть соток и сарай", – рассказывает Людмила Голосова. Еще одну семью сняли с очереди, "потому что у жены нашли щитовой домик в СНТ шесть на шесть метров. Пришло официальное уведомление от правительства Москвы. То есть это не просто какие-то разговоры, слухи", – уверяет глава профсоюза садоводов.
Тем временем земельный налог уже вырос в 3,5 раза. Власти Москвы пообещали ликвидировать 20% СНТ в Новой Москве, остальные – реорганизовать в ТСЖ. Московская область не отстает – в апреле руководство области отчиталось о ликвидации шести тысяч СНТ. "Причем их ликвидировали, а они об этом узнали только после ликвидации", – говорит Голосова.
"В Подмосковье под новый закон уже создаются управляющие компании, представители которых начали ездить по СНТ и уговаривать садоводов заключать с ними договора, – продолжила рассказ председатель профсоюза садоводов. – Сейчас нанимать управляющую компанию – дело добровольное. Но, если закон будет принят, это станет обязательным. Много лет назад управляющие компании точно так же внедряли в многоквартирных домах, ликвидируя ДЕЗы и ЖЭКи. Теперь они стали бичом, с которым в стране никто не может справиться".
Пока управляющие компании расценки выставляют божеские, но в дальнейшем цена на обслуживание дачных участков может сравняться с ценой на обслуживание многоквартирных домов, а она уже достигла в регионах 5 – 10 тыс. руб. в месяц. Что в десять раз больше садоводческого взноса при старой форме правления.
В профсоюзе садоводов уверены: структуру управления СНТ давно пора менять. Но только не так, чтобы кто-то в очередной раз нагрел руки. Первый раз дачников обманули в 2003 г. – тогда по новому закону о садоводческих объединениях все СНТ заставили в принудительном порядке становиться юридическими лицами, при этом в число учредителей юрлица вносили не всех членов товарищества, а только трех – четырех членов правления.
"Отсюда весь беспредел, – объясняет Голосова. – В моем садовом товариществе была та же ситуация – деньги нашего СНТ исчезали неизвестно куда, через наш расчетный счет третьи лица проводили десятки миллионов рублей. А когда мы пытались жаловаться в прокуратуру, нам говорили: а кто вы такие? Вы какое отношение имеете к юрлицу? Посмотрите документы – вас вообще в числе учредителей нет!".
Затем Голосову выбрали председателем СНТ, и ей пришлось провести несколько лет в судах, чтобы ввести в учредители юрлица всех членов садового товарищества. Ее примеру пытались последовать и другие СНТ, но даже через суд добиться этого больше никому не удалось.
Так что первым делом необходимо внести в закон статью о правах и обязанностях председателей СНТ, считают в профсоюзе садоводов. Сегодня это выборная должность, и, если председатель растратил деньги, привлечь его к уголовной ответственности не получается: в полиции говорят, что председатель – не должностное лицо, сами выбирали – сами и разбирайтесь. Не нравится этот – выберите другого. Пока в СНТ переизбирают председателей, деньги разворовываются, а садоводы так и живут вне правового поля.
А новые законы, вместо того чтобы убрать весь этот хаос, только его усугубляют, делает печальный вывод Людмила Голосова.