Эксперты усомнились в долголетии России

Читать в полной версии →
За несколько месяцев с третьего места в мире по золотовалютным резервам Россия скатилась на пятое. Одно радует - ниже плинтуса упасть нельзя, замечают аналитики


ФОТО: © Фотоагентство Интерпресс/коллекция/globallookpress



В Москве в здании РСПП прошел круглый стол "Деофшоризация российского бизнеса", организованный газетой "КоммерсантЪ". Речь шла не только о новых инициативах по деофшоризации, но и о перспективах экономического развития России.

На днях Минфин заявил о разработке режима налогообложения "контролируемых иностранных компаний" (КИК), согласно которому российские физические и юридические лица, владеющие иностранным бизнесом в офшорах, должны платить налоги с его прибыли. Обложить налогами планируется тех, кто владеет хотя бы 10% иностранной компании (глава РСПП Александр Шохин предложил поднять эту панку до 50%). Однако эксперты считают, что новый закон в лучшем случае не изменит ситуацию, а в худшем - ее усугубит.

Сама заявленная Минфином цель - вернуть компании под российскую юрисдикцию - вызывает у экономистов разве что скепсис: по их мнению, в офшоры бегут не только и не столько ради налоговой оптимизации, да и запрашивать у иностранных компаний информацию об их собственниках "дочках" и "внучках", по меньшей мере, неприлично.

Шохин предлагает пошаговое внедрение закона, однако заместитель министра Минэкономразвития РФ Сергей Беляков с таким планом не согласен - по его мнению, если закон плох, то вводить его даже поэтапно означает наносить ущерб экономике: "У нас сейчас два плана. План А - не допустить принятия этого закона, план Б - просто уволиться, - констатировал он. – Зачем делать что-то, последствия чего потом придется компенсировать? Чтобы загрузить депутатов? Потом надо будет потратить кучу денег, чтобы обеспечить присутствие российских компаний за рубежом".

Замминистра привел в пример Украину: "Политическая экспансия - это результат экономической экспансии. Две страны об этом забыли, и результат налицо". По мнению Белякова, "при запрете офшоров пострадает только одна страна, и мы знаем какая, США не пострадают". Он напомнил, что россияне ездили в Китай и приглашали китайский бизнес в Россию: "Заходи - не хочу! Ресурсов переизбыток, за которые мы с вами, россияне, платим".

Например, многие электростанции работают вхолостую: не хватает потребителей электроэнергии. Китайцам предлагали самые выгодные условия, но китайские инвестиции пошли в Африку. "А нас они не видят в упор", - констатировал замминистра.

В связи с этим напрашивается простой вопрос: "Выживем или не выживем?" - спросил Сергей Беляков. И сам ответил: "Выживем. Но цена будет большая". Директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев считает, что новые законы по деофшоризации превратят стагнацию в экономике в рецессию, а сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян заметил, что все "уже знают, как это обходить".

Сергей Беляков напомнил, что в офшоры часто идут ради выхода на международные финансовые рынки. Россия же предложить толком ничего не может: "Вернее, предложить мы можем, но ничего для этого не делаем. Для нас важнее писать программы, отодвигая их исполнение на два года, потом еще на два года, затем снова на два года, но тогда получается, что для нас главное - процесс, а не результат, и нам не важно, что у нас вся экономика, действительно, офшорная".

Александр Разуваев, в свою очередь, напомнил, что, по данным Центробанка, отток капиталов из России в связи с событиями на Украине только в первом квартале этого года составил $50 млрд, по оценке же американских аналитиков - $220 миллиардов. "Раньше надо объявлять амнистию капиталов, - считает Разуваев. - Теперь в России остался один-единственный серьезный инвестор - государство. У капитала же страх пересилил желание получить прибыль".

В таких условиях обвал рубля неизбежен, считает эксперт - рубль "стоит" только за счет цен на нефть, и все равно его приходится поддерживать. За несколько месяцев с третьего места в мире по золотовалютным резервам Россия скатилась на пятое. Одно радует - "ниже плинтуса упасть нельзя", обрадовал аналитик. Вопрос только в том, где этот плинтус.

Аделаида СИГИДА |
Выбор читателей