Россиянам придется забыть о "горящих" турах

Читать в полной версии →
Основная причина "падежа" турфирм в разгар высокого сезона - неудачное стечение обстоятельств: ухудшение экономической ситуации и воздействие украинского фактора обострили фундаментальные проблемы самой отрасли


ФОТО: Globallookpress



Приостановка лицензии страховой компании "Восхождение" (страховщика турфирмы "Нева") и информация о прекращении работы еще одного туроператора - санкт-петербургской компании "Экспо-тур" вызвала новую волну беспокойства относительно судьбы российского туристического рынка. За последние две недели это уже третья турфирма, приостановившая свою деятельность. Вопрос "Кто следующий?" все чаще задают себе и турагентства и те, кто пользуется их услугами. А в том, что будут новые жертвы неблагоприятной ситуации, сложившейся в отрасли этим летом, уже мало кто сомневается.

Напомним, о невозможности выполнить свои обязательства перед клиентами компании "Нева" объявила 16 июля. Через неделю - 25 июля - с аналогичным заявлением выступил московский оператор "Роза ветров. Мир". Причем, по мнению некоторых экспертов, смыло его именно "невской" волной: ее негативное влияние на имидж отрасли усугубило положение компании, которая и до этого испытывала определенные сложности, и стало решающим ударом.

Основной причиной "падежа" турфирм в разгар высокого сезона аналитики считают неудачное стечение обстоятельств - ухудшение экономической ситуации и воздействие украинского фактора обострили фундаментальные проблемы самой отрасли.

Туристические поездки - одна из тех вещей, которая в числе первых попадает под секвестр при сокращении уровня доходов населения. А именно это сейчас и происходит. Зарплаты во многих секторах экономики уже давно стагнируют, в то время как инфляция растет опережающими темпами, да и снижение курса рубля вносит свою лепту. В секторе выездного туризма последний фактор особенно значим: повышение стоимости евро и доллара влечет за собой рост цены на путевки и, соответственно, снижение спроса. Так что какая-то часть туристов отсеялась по объективным экономическим причинам.

Среди оставшихся платежеспособных клиентов немалую долю отсекли события на Украине. В частности, чиновников и представителей различных силовых структур, которым очень настоятельно рекомендовали воздержаться от поездок за пределы родины. Именно эта категория, по некоторым данным, составляла значительную часть клиентов "Невы", и их потеря оказалась весьма болезненной для компании.

В судьбе "Экспо-тур" украинский фактор и вовсе сыграл решающую роль. Именно из-за этого был сокращен маршрут круиза на теплоходе "Адриана", на который делалась основная ставка в текущем сезоне. Он должен был заходить в порты Новороссийска, Ялты, Сочи, Севастополя и Стамбула, однако владелец судна - карибская компания Adriana Shipping LTD - опасаясь санкций (во всем мире полуостров считается оккупированной территорией), изменил маршрут, оставив только Севастополь и Стамбул. Урезанная версия круиза пришлась не по душе клиентам, которые стали массово требовать возврата путевок.

Вместе с тем сам по себе турбизнес в стране по-прежнему развит недостаточно хорошо, зачастую он делается, что называется, "на коленке": нет грамотного финансового планирования, да и вообще какого-либо планирования, отсутствует реакция на перемены и желание модернизировать технологические процессы, не хватает профессиональных кадров и т.д. При этом конкуренция на рынке достаточно высока, и слово "демпинг" по-прежнему занимает заметное место в туристическом лексиконе. Не надо быть серьезным экономистом, чтобы понять, чем закачиваются такие игры с ценой. И поэтому малейшее ухудшение обстановки может оказаться губительным для таких турфирм.

Развитие самостоятельного туризма является дополнительным негативным для турбизнеса фактором, который тем не менее многие специалисты отрасли никак не желают признавать. Правда им на руку играет намерение властей ввести запрет на размещение персональных данных на зарубежных серверах, которое может лишить россиян возможности самостоятельно бронировать зарубежные отели и авиабилеты иностранных компаний. Но это пока лишь только планы.

Разумеется, в любом случае туристическая отрасль не исчезнет совсем. Но игроков станет заметно меньше. С одной стороны, произойдет укрупнение рынка, с другой - выживут небольшие узкоспециализированные компании, предлагающие эксклюзивные дорогие туры. В целом дешевых предложений практически не останется, и россиянам придется отучаться от привычки до последнего ждать "горящих" туров.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей