Фото: globallookpress/Pang Xinglei © |
По словам Назарбаева, это произойдет в том случае, если не будут выполняться правила, установленные в договоре. Президент подчеркнул, что Казахстан не будет находиться в составе организаций, которые представляют угрозу его независимости, сообщают "Ведомости". "Наша независимость - это наше самое дорогое сокровище, за которое боролись наши деды. Во-первых, мы никогда не сдадим нашу независимость, и во-вторых, мы сделаем все возможное, чтобы защитить ее", - отметил Нурсултан Назарбаев.
Заявление президента Казахстана прозвучало на следующий день после выступления Владимира Путина на молодежном форуме "Селигер", где он заявил о том, что Казахстан создан на территории, на которой никогда не было государства. По словам Путина, Нурсултан Назарбаев "совершил уникальную вещь - создал государство на территории, на которой государства не было никогда".
Это не первое "скользкое" заявление, отпущенное за последнее время в адрес Казахстана. Несколькими днями ранее, в интервью радио "Эхо Москвы" лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил "разобраться с Казахстаном" после Украины, поскольку там "тоже наблюдаются русофобские настроения".
Стоит отметить, что ничего оскорбительного для народа Казахстана и его президента в сказанной Путиным фразе не наблюдается. Казахское государство, в его нынешнем виде, действительно создано во многом благодаря его лидеру Нурсултану Назарбаеву. До этого страна являлась одной из союзных республик СССР, де-факто не обладающих независимостью, а еще ранее - частью Российской империи, куда вошла в XVIII веке под угрозой внешней агрессии.
Между тем общий контекст последних заявлений, включая слова Жириновского, уже много лет выступающего в роли "обкатчика" непопулярных идей российской власти, вполне мог подтолкнуть Назарбаева к столь серьезному шагу. В последнее время было заметно, что казахстанский лидер испытывает некий дискомфорт, связанный с событиями вокруг Украины. Его слова о возможности выхода из Евразийского экономического союза подтвердили эти предположения.
Реализует ли Назарбаев свои угрозы, или нет, не известно. Однако понятно, что Назарбаев, будучи асом большой политики, никогда не говорит чего-либо просто так. Заявление же о возможности выхода из союза было сделано им публично, из чего можно сделать вывод, что такая возможность, так или иначе рассматривается. Нельзя исключать и того, что оно было сделано с целью добиться от России каких-то политических уступок. Однако в любом случае, даже намеки на подобные шаги, в нынешней ситуации не сулят Москве ничего хорошего.
Евразийский экономический союз считается одним из главных политических и экономических достижений Кремля на постсоветском пространстве. С выходом из него Казахстана идея союза автоматически дискредитируется, исключая присоединение к нему новых членов.
Не менее интересно и то, что получит и что потеряет от возможного выхода из Евразийского экономического союза сам Казахстан. Совершенно очевидно, что в этом случае он по собственной воле или помимо ее, будет втянут в орбиту интересов одного из двух крупнейших мировых игроков - Китая или США.
На сегодняшний день США и Китай контролируют практически более половины нефтедобывающего комплекса Казахстана. На долю Соединенных Штатов приходится более 40% казахстанского ТЭК, а Китая - более 20%.
Начальной точкой сотрудничества Казахстана и американских нефтяных компаний считается 6 апреля 1993 г., когда был подписан "контракт века" сроком на 40 лет с Chevron. Сегодня эта американская компания ведет добычу нефти на Тенгизе, Кашагане, Карашыганаке. Так же на казахстанском рынке присутствуют и другие ведущие американские компании, такие как ExxonMobil (Тенгиз, Кашаган), ConocoPhillips (Кашаган).
Что касается Китая, то он так же основательно вложился в казахстанский ТЭК, являющийся основой экономики страны. В 2009 г. в обмен на кредит в $10 млрд. Китай получил один из главных активов в казахском нефтяном секторе, на который претендовала "Газпром нефть", - 49% компании "Мангистаумунайгаз" (ММГ), а также потенциальный доступ к урановым месторождениям. Получив контроль почти за четвертью всех казахских энергоресурсов, Китай обеспечил и маршрут транспортировки нефти в виде нефтепровода Казахстан - Китай (до 20 млн т в год).
В то же время, в отличие от американского экономического проникновения, китайская экспансия в Казахстане воспринимается весьма неоднозначно. Разговоры о "китайской угрозе" в Казахстане можно услышать практически на всех уровнях.
Корни этих опасений уходят в XVIII в., когда Цинская империя уничтожила Джунгарское ханство, на месте которого теперь находится Синьцзян-Уйгурский автономный район. Геноцид джунгар (ойратов), соседей и давних соперников казахов, заставила последних добровольно уйти под крыло России.
Единственной возможностью препятствования экономическому (а возможно, и политическому) поглощению Китаем, для Казахстана являются альянсы с другими крупными игроками. Прежде всего, США и Россией.
Если Казахстан выйдет из Евразийского экономического союза, в роли такого противовеса будут выступать только США, с которыми Астана поддерживает довольно теплые отношения. Американское присутствие в Казахстане значительно превосходит российское, в связи с чем ослабление связей с Россией не приведет к моментальной китаизации страны. Освободившаяся ниша довольно быстро будет занята Соединенными Штатами. Очевидно, что именно они, по мнению казахстанского руководства, будут выступать гарантом экономической и политической безопасности страны. Так, некоторое время назад в Вашингтоне военными ведомствами Казахстана и США был подписан план сотрудничества.
Интерес Соединенных Штатов к Казахстану не ограничивается одними только его природными ресурсами. Казахстан становится одним из элементов стратегией создания Большой Центральной Азии — территории, начинающейся от Афганистана, проходящей через страны Центральной Азии до Ближнего Востока. В частности использование США и НАТО аэропорта Алматы, позволяет осуществлять полеты на территорию Афганистана, а также наблюдать и собирать разведывательную информацию о китайских ядерных объектах.
Этого вполне достаточно для того, чтобы США гарантировали Казахстану противодействие экспансии Китая. Возможное устранение России из числа друзей Астаны получит непременное одобрение в Вашингтоне, так как сузит число потенциальных конкурентов в борьбе за казахстанские ресурсы до одного Китая.