Россияне разлюбили шопинг

Читать в полной версии →
Последние дни лета разочаровали московских ретейлеров. Крупные столичные торговые центры недосчитались почти четверти покупателей. Тенденция явно долгосрочная, и рознице придется приспосабливаться к новым условиям существования


ФОТО: Globallookpress



Последние дни лета разочаровали московских ретейлеров. Крупные столичные торговые центры недосчитались почти четверти покупателей.

Shopping Index компании Watcom за период с 25 по 31 августа упал на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года и на 21% - с 2012 года. Этот показатель учитывает среднее число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей.

В выборке - порядка 100 объектов, в том числе ТЦ "Мега", Vegas, "Золотой Вавилон", "Афимолл". "Ждали традиционного всплеска перед 1 сентября, к нему готовятся все торговые центры и бренды. Трафик увеличился, но немного, тенденция по посещаемости по-прежнему негативная", - цитируют "Ведомости" президента Watcom Романа Скороходова.

Посещаемость крупных торговых центров падает уже с марта. Правда, в конце июня был отмечен некоторый всплеск потребительской активности, индекс вернулся к показателям 2013 г., но затем снова ушел в минус.

Представители розницы объясняют это влиянием экономической ситуации, и ничего хорошего в ближайшем будущем не ждут. Налицо изменение потребительской стратегии россиян. Граждане стали гораздо осторожнее относиться к своим расходам, тщательно планируют покупки, выжидают максимальных скидок и от каких-то приобретений готовы совсем отказаться до лучших времен.

До недавних пор одним из основных драйверов роста служили потребительские кредиты. Но сейчас они стали менее доступны: процентные ставки растут, и банки более привередливо оценивают потенциальных заемщиков. Да и сами заемщики в долговую кабалу идут менее охотно, тем более что любители покупать в долг и так уже закредитованы сверх меры.

Россияне сейчас тратят на покрытие кредитов 21% доходов, в два - семь раз больше, чем в развитых странах, говорил в мае зампред ЦБ Василий Поздышев. По данным банка "Хоум кредит", около 10% кредитов, выданных в 2013 г. в местах продаж, было взято на одежду, 43% - на электронику и бытовую технику. Именно эти статьи потребительских расходов одними из первых попадают под секвестр, когда люди начинают экономить.

Тенденция явно долгосрочная, и рознице придется приспосабливаться к новым условиям существования, предупреждают эксперты. "Факторов, которые помогли бы переломить тенденцию, не предвидится: прогнозы Минэкономразвития близки к показателям стагнации, макроэкономика не даст импульса для возобновления кредитования, а другого драйвера не существует", - уверен гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.

Ретейлеры уже начали распродажи раньше, чем обычно, и это сказывается на рентабельности, сетует представитель компании Sela Юлия Зефирова: "Средний чек практически не изменился, но это из-за маркетинговых акций - при покупке двух вещей третья в подарок и т.п. Выручка в августе хуже, чем в прошлом году".

Пересматриваются также инвестиционные стратегии. Так, британская сеть New Look отложила план создать совместное предприятие с российским франчайзи, а Adidas вдвое урезал планы открытия новых магазинов в России.

Выбор читателей