Гипермаркеты заставят потесниться

Читать в полной версии →
Минпромторг предлагает усложнить открытие крупных магазинов, чтобы улучшить конкурентную среду на рынке. По мнению ведомства, консолидация сетевой розницы отрицательно сказывается на малом и среднем бизнесе


ФОТО: Globallookpress



Минпромторг предлагает усложнить открытие крупных магазинов, чтобы улучшить конкурентную среду на рынке. По мнению ведомства, консолидация сетевой розницы отрицательно сказывается на малом и среднем бизнесе: крупные ТЦ и гипермаркеты перетягивают на себя покупателей, а небольшие торговые точки, оказавшиеся поблизости, теряют клиентов и вынуждены закрываться. Восстановить справедливость можно путем дополнительных согласований при выделении земельных участков под строительство крупных розничных объектов, полагают в министерстве.

В четверг, 2 октября, Минпромторг направит в правительство проект стратегии развития торговли до 2020 г., сообщает "КоммерсантЪ". По информации издания, один из пунктов этого документа предлагает на федеральном и региональном уровнях определить "критерии размещения крупных торговых объектов", в том числе при принятии решений о выделении земельных участков под их строительство или реконструкцию. Получается, что критерии могут распространиться как на собственников объектов, так и на арендаторов площадей в торговых центрах.

Правда, в проекте нет прямых указаний на возможный размер объектов, к размещению которых будут применяться дополнительные критерии. Зато есть отсылки к опыту других стран. В Европе и у партнеров России по Таможенному союзу крупными признаются магазины площадью от 1,5 тыс. кв. м и более. Например, во Франции и соседней Белоруссии этот критерий установлен на уровне 3 тыс. кв. м, в Казахстане - 2 тыс. кв. метров. В России по ГОСТу "Розничная торговля" гипермаркетом признается торговый объект более 5 тыс. кв. м, а универмагом - более 3,5 тыс. кв. метров.

По данным "Infoline-Аналитики", в 2013 г. выручка всех российских гипермаркетов составила 1,23 трлн руб., или 11% оборота продовольственной розницы.

Представители отрасли к инициативе отнеслись скептически. По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Андрея Карпова, она преждевременна, поскольку торговля в России еще "не очень развита". Пока достаточно и действующих антимонопольных ограничений, полагает он. Так, при открытии любых новых магазинов ретейлер не должен превышать порог в 25% от оборота розницы муниципального образования или города федерального значения, где работает.

Член совета директоров ГК "Регионы" Амиран Муцоев (развивает сеть ТРЦ "Июнь") считает, что в данном вопросе необходим дифференцированный подход. Для городов-миллионников предложения Минпромторга выглядят вполне обоснованными, но там, где население не превышает 500 тысяч человек и отсутствуют федеральные ретейлеры, появление крупных торговых объектов, наоборот, полезно, так как местный малый и средний бизнес зачастую завышают цены.

Выбор читателей