ФОТО: АР |
По мнению замминистра, если рассматривать варианты продолжения государством поддержки семей, имеющих двух и более детей, необходимо учитывать принцип нуждаемости таких семей в маткапитале.
"Текущая норма о материнском капитале не учитывает принцип нуждаемости в нем, в тех расходах, которые делает государство в социальной сфере. Поэтому дискуссия идет о том, нужно ли продолжать эту программу и поиски нового метода, который учел бы новые реалии. Главное, чтобы был учтен принцип нуждаемости. Есть более эффективные методы поддержки рождаемости и семей, которые в большей степени в этом нуждаются. Распределять деньги всем одинаково - это неверный подход", - сказал Фаррахов.
"Теперь необходим поиск более эффективных и адресных проектов, позволяющих достигать установленных целей после прекращения действия программы", - заключил он.
Минэкономразвития поддерживает точку зрения Фаррахова. По мнению ведомства, эта мера поддержки не увеличивает рождаемость, а только "сдвигает календарь": пары решаются на рождение еще одного ребенка раньше, чем планировали. Помощник министра экономики Елена Лашкина рассказала изданию: "Минэкономразвития предложило проанализировать на экспертном уровне вопрос эффективности действующих мер соцподдержки. По нашему мнению, меры соцподдержки должны быть проанализированы с учетом внедрения принципа нуждаемости при предоставлении социальных выплат".
В аппарате вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец с этим не согласны, как заявил официальный представитель аппарата вице-премьера, нельзя увязывать материнский капитал с обеспеченностью семьи. Ранее Ольга Голодец заявляла, что "материнский капитал - это право семьи в связи с рождением ребенка", которое дает семьям со вторым ребенком возможность "обзавестись жильем и иначе организовывать свою жизнь".
По мнению экспертов, хоть предложение финансового ведомства и логично, но трудно реализуемо и может привлечь мошенников, а также спровоцировать уход зарплат молодых мам в тень, чтобы они имели право на социальную поддержку.
Так, начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина считает, что помогать действительно нужно только нуждающимся. "Однако, как их определить? И главное, как потом администрировать выделение средств - снаряжать специалистов ходить по домам, смотреть, как живут претенденты, нет ли у них серых доходов? Так может оказаться, что администрирование будет дороже самих мер поддержки".
Аналитик экспертного центра Taxadmin.ru Максим Ратников отмечает, что "уже сейчас внебюджетные фонды фиксируют случаи, когда перед декретным отпуском у молодой мамы внезапно и в несколько раз увеличивалась зарплата, чтобы она могла претендовать на более высокое пособие. Тут мы можем ожидать обратный процесс: мамы станут просить работодателей снизить им официальную зарплату, чтобы иметь право на дополнительную социальную поддержку, если они несколько не подходят под критерии.
Программа материнского капитала была запущена в 2007 г. в рамках демографической программы борьбы со старением и сокращением населения и первоначально рассчитана на десять лет. Она начиналась с выплаты 300 тыс. руб. выплат в год при рождении второго ребенка.
В 2015 г. размер выплаты составил 451 тыс. рублей. В проекте федерального бюджета на 2015 г. запланировано потратить на эти цели более 340 млрд рублей. Срок действия программы заканчивается 31 декабря 2016 года.