Фото: globallookpress/ Anton Belitsky © |
"Весь ФНБ сейчас составляет около 80 миллиардов долларов. Выходит, что 49 миллиардов долларов - только на одну компанию? А что же тогда остается на всю остальную страну? Это значит, что возрастают риски для экономики и риски для рейтинга России", - цитирует РБК слова вице-президента Moody’s Investors Service, старшего аналитика группы оценки суверенных рисков Торстена Нестманна, сказанные им на конференции агентства в Москве.
Рейтинг страны и так остается под давлением из-за сохранения нестабильности на востоке Украины и возможности введения новых санкций. На прошлой неделе Moody's уже понизило рейтинг России на один пункт - с Baa1 до Baa2, сохранив негативный прогноз, и это еще не предел, предупредил эксперт.
Одновременно с суверенным рейтингом был понижен и рейтинг нескольких крупных компаний, в том числе "Роснефти". По мнению агентства, корпорация подвергается наибольшему риску с точки зрения долговой нагрузки: она имеет наиболее существенный объем выплат в ближайшие 12 месяцев, а из-за санкций компания ограничена в привлечении финансирования на рынках Европы и США.
Вместе с тем большая часть российских компаний имеют значимые резервы на счетах и достаточно хорошо сбалансированные графики погашения облигаций, чтобы без проблем расплатиться по своим обязательствам как минимум до конца 2015 г., говорится в обзоре Moody's от 22 октября. Общая сумма задолженности рейтингуемых агентством компаний (облигации и займы) составляет около $315 млрд, около $100 млрд из них нужно погасить к концу текущего года.
Глава "Роснефти" Игорь Сечин считает снижение рейтинга компании несправедливым. По его словам, это не отражает реального финансового состояния "Роснефти" и ее способности обслуживать долг. А выделение огромных средств одному предприятию, по версии его руководителя, даст мультипликативный эффект для всей экономики страны и окажет позитивное влияние на ее развитие.
Видимо, господин Сечин полагает, что строительство Центральной кольцевой автодороги, Высокоскоростной железнодорожной магистрали, реконструкция БАМа и Транссиба, а также поддержка других пострадавших из-за санкций компаний, даже вместе взятые столь же ощутимого эффекта не дадут. Ведь в случае удовлетворения заявки "Роснефти" средств на их финансирование у государства не останется.