ФОТО: kinopoisk.ru |
"Мне даже трудно выделить какую-то отдельную тему, потому что я считаю, что эта картина - новое слово в жанре кино. И не только для самого Никиты Сергеевича, моего многолетнего друга, - уверен один из первых зрителей картины, дирижер, народный артист СССР Юрий Башмет . - В этом фильме он, как режиссер, достиг такой гармонии, когда важные для него вещи соединены воедино. Это, конечно, темы и мундира, и любви. Если бы не было крыльев любви, то фильм не получился бы таким гениальным. И еще. Этот фильм - прекрасная возможность порассуждать".
По словам артиста, этот фильм обязательно нужно смотреть. "Вот сын уже готовится. В фильме есть огромная польза для молодежи. Это темы любви и патриотизма", - добавил Юрий Башмет.
Одно из самых популярных либеральных изданий "Сноб" опубликовало целую статью, где перечислены восемь причин пойти в кино и посмотреть фильм. "Михалков, оживляя прошлое сразу в двух временных пластах и создавая два мифологических пространства - блаженной России до 1913-го и растерзанной двумя войнами после 1917-го, - умело играет в бога", - пишет Вадим Рутковский в своей статье. Рутковский подмечает интересную особенность картины и Михалкова, как режиссера: "За, мягко говоря, неоднозначной общественной и публицистической активностью Михалкова легко подзабыть, что он один из последних представителей большого авторского кино ХХ века. Особое удовольствие от "Солнечного удара" доставляет осознание того, что сейчас никто ни у нас, ни у них не способен снимать с такой висконтиевской статью (кстати, один из эпизодов напоминает - подозреваю, что умышленно, - "Смерть в Венеции", в другом с совершенно постмодернистским прищуром цитируется "Броненосец "Потемкин"). Притом стиль и взгляд Михалкова опознаются по одному кадру, одной фразе - тоже примета того авторства, что почти утрачено в цифровую эру".
"Никита Сергеевич меня не удивил, а обрадовал своей позицией по отношению к стране, к тому, что происходит у нас в головах и вообще в нашем обществе. Ведь ситуация сегодня очень простая: нужно выбрать все-таки какую-то сторону и быть человеком пассионарным, - поделился своими впечатлениями от просмотра "Солнечного удара" популярный киноактер Михаил Пореченков. - У нас есть страна, которую мы можем потерять. И есть огромное количество сил, которые за нас могут решить судьбу нашей страны. Чтобы не потерять то, что мы имеем, нужно думать, работать руками и головой, помогать своей стране. Это самый главный посыл. В противном случае придут - как показано в фильме - вроде бы такие забавные и где-то смешные, но стопроцентно жестокие люди, которые будут уничтожать все вокруг себя. Нам нельзя оставаться в стороне".
О фильме "Солнечный удар" написал на своей странице в Facebook и известный кинокритик Антон Долин . В рецензии, состоящей из десяти тезисов, он пишет, что "Солнечный удар" - лучший фильм Михалкова со времен первых "Утомленных солнцем". Хотя Долин никогда не входил в число поклонников Михалкова, он пишет, что фильм ему понравился.
"Восклицания о "трех часах пустоты" и "о чем все это?" говорят об элементарной неспособности к анализу, извините. Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский "Титаник". История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее Всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная внятная структура и мысль, с которой трудно поспорить". Долин обращается к кинолюбителям, отвечая на их пассажи о том, что Михалков деградировал как режиссер: "Поздний Михалков не так ужасен, как все кричат, а ранний никогда не был так прекрасен, как все вспоминают. Пересмотрите, убедитесь. Прозакладываю голову, что неангажированный современный тинейджер не сформулирует, чем и почему "Свой среди чужих..." лучше "Солнечного удара".
"Солнечный удар" - это виртуозное совмещение двух пластов. Желчных, многословных "Окаянных дней" и короткого шедеврального рассказа (кстати, написанного Буниным позже, уже в эмиграции)", - пишет в своей колонке Елена Ямпольская , главный редактор газеты "Культура".
"Солнечный удар" сочетает фирменное для Михалкова наследование классической русской живописи и освоенный им последнее время ошеломляющий масштаб массовых сцен. Там, в 1907-м, - все прорисовано тонкой кисточкой, все индивидуально, камерно, приближено к зрителю до волнующей интимности. Здесь, в 1920-м, - серое топчется на сером, фигуры и лица движутся бесконечными рядами, еще живые, но уже тени", - добавляет она.
Знаменитый режиссер и директор "Мосфильма" Карен Шахназаров также отметил великолепную работу мастера. "Самое главное, что отличает большого художника, - свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию очень сложно. "Солнечный удар" - это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения", - сказал он.