Фрагмент постера фильма "Солнечный удар" |
"Это как кино-предупреждение, кино, которое должно встряхнуть: "Ребятки, пора брать все в свои руки, жить так, чтобы за нас не решали нашу судьбу. Ни нашу, ни судьбу страны. Всегда найдутся люди, которые захотят революции, как в соседнем государстве. А потом – реки крови. И великое счастье, что у нас этого не произошло, хотя могло произойти. Мы, наверное, генетически помним, как это бывает", – рассуждает о фильме Михаил Пореченков.
Михалков особенно подчеркивает, что задумывал съемки задолго до того, как началась война на Украине. Некоторые сцены фильма были сняты в Одессе еще давно, и совершенно ясно, что после начала кризиса представить съемки в этом городе было бы невозможно. Актуальность же темы объясняется одним: история иногда повторяется. Нет, она не копирует те страшные годы Гражданской войны, но, говоря о них, становятся понятнее сегодняшние проблемы. Иногда надо посмотреть на ужасы прошлого, чтобы не совершить таких ошибок в будущем. "Это все витает в воздухе. Об этом стоит говорить. Нужно находить возможность договариваться между собой, чтобы не было кровопролития, чтобы не было страшного этого окаянного времени. Бунин же писал, у него есть замечательные строки в "Окаянных днях": "Поднялась эта муть, и вдруг появились люди с другими лицами. Раньше писали "вор", а сейчас ничего писать не надо. Все сразу ясно". И они поднимутся в смутное время. Нельзя допустить, чтобы в стране началось это время. Надо держать как можно дольше мир. Пускай плохой, пускай такой, но держать его. Нужно, чтобы каждый человек взял ответственность за то, что происходит в стране, за то, что происходит вокруг", – продолжает рассуждать Михаил Пореченков.
Дирижер Максим Шостакович отметил, что "Солнечный удар" не оставит равнодушным зрителя. "Когда закончился фильм и пошли очень длинные титры, люди не спешили покидать зал, – говорит музыкант. – Зрители буквально не могли выйти из зала. Только когда прошли титры, экран погас, все молча, пораженные, ошеломленные, наполненные мыслью создателей и своими собственными размышлениями и чувствами, стали покидать зал".
В такой реакции нет ничего удивительного. Сам Михалков делал особый акцент на том факте, что это будет фильм, с которым зритель захочет говорить. Это фильм, над которым надо подумать, он заставит перечитать то, что казалось известным, и по-новому посмотреть на факты. Сценарист Виктор Мережко, например, смотрел картину дважды: "Оба раза спазм перехватывал мне глотку. Я готов смотреть ее снова и снова. Это поразительное сочетание любовной истории, легкой, красивой, летящей, с последующей драмой офицера, когда молодой человек, не успевший как следует пожить, вынужден завершить свою жизнь вопросом: как же это могло случиться? Как могло случиться, что русский пошел против русского, брат против брата, сын против отца? Когда закончился фильм и пошли титры и зазвучала удивительная песня казачья "Не для меня весна придет", меня охватило некое ощущение прострации. За что гибнут люди? Почему люди - русские, украинцы, славяне - становятся врагами? Что произошло в сердцах, в душах, что мы с такой ненавистью и жестокостью можем относиться друг к другу?"
Иностранные критики тоже высоко оценили фильм. Сербский кинорежиссер, обладатель двух "Золотых пальмовых ветвей" Каннского кинофестиваля Эмир Кустурица отметил, что "впервые с такой художественной силой в кинематографе показано пересечение двух эпох русской истории". Кустурица признался, что был удивлен невероятным артистизмом и художественной мощью этого произведения. Президент Сербии Томислав Николич так охарактеризовал "Солнечный удар": "Этот фильм о нас, романтиках, мечтающих пройти сто дорог, живущих воспоминаниями о лучшей жизни. Думаю, что послание этого фильма очевидно. Сейчас надо что-то менять. И не нужно для этого уничтожать миллионы людей. Нужно менять самих себя. Помните, как в конце фильма сказал лейтенант: "Что мы получили, разрушив свою страну?".
Задать себе этот вопрос сможет каждый, посмотрев фильм Никиты Михалкова 4 ноября.