Фото: globallookpress |
На фоне стремительного падения рубля поведение вкладчиков выглядит нетипично. Обычно девальвация национальной валюты, наоборот, заставляет граждан перекладывать средства в доллары и евро. Однако в этом году и условия нестандартные: помимо экономических факторов (снижение цен на нефть и постепенное сползание страны в рецессию, о перспективах которой аналитики начали говорить задолго до украинских событий) действуют и факторы политические. Взаимные санкции создают серьезные угрозы в финансовом секторе, как внешние (вероятность отключения России от SWIT), так и внутренние - от искусственной заморозки курса основных валют к рублю до их полного запрета на территории РФ.
В таких обстоятельствах граждане предпочитают переводить валюту в наличные и хранить в банковских ячейках. Этим отчасти объясняется тот факт, что при ощутимом сокращении валютных депозитов объем рублевых вкладов практически не увеличился. Другая часть вкладчиков просто тратят эти средства, в том числе на приобретение импортных товаров, которые в ближайшее время грозят существенно подорожать вслед за евро и долларом.
По данным исследовательской компании Watcom Group, потребительская активность москвичей после сентябрьского затишья вновь возросла. В середине сентября (37-я неделя с начала 2014 г.) Shopping Index, отображающий динамику посещаемости московских торговых центров и сетей, была зафиксирован на уровне 505 единиц, что на 23% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Затем индекс стал постепенно восстанавливаться. К концу (на 43-ю неделю с начала года) его величина составила 539 единиц, что всего на 3,85% ниже показателя за аналогичный период 2013 года.
"Курс рубля падает, и это, возможно, одна из причин того, что москвичи, несмотря на продолжающийся кризис, чаще стали ходить в магазины и торговые центры. Что касается отставания индекса от прошлого года на 3,85%, то это адекватно сложившейся экономической ситуации. Кроме того, нужно учитывать, что с начала года в эксплуатацию были введены торговые коммерческие площади на 279 тысяч квадратных метров", - пояснил агентству "Москва" президент Watcom Group Роман Скороходов.
Опасения относительно роста ценников в магазине не напрасны, свидетельствует опрос ретейлеров, проведенный РБК (Особенно это касается техники). Если в конце сентября игроки рынка говорили лишь о вероятности увеличения стоимости продукции к началу нового года, то теперь они почти уверены в этом. Поставщики уже начали повышать закупочные цены, отмечают продавцы. В других секторах цены пока стараются держать на прежнем уровне в надежде, что в начале следующего года рубль все-таки сумеет хоть немного отыграть сданные позиции. Так что основная волна подорожания импортных товаров, судя по всему, придется на январь - февраль.