"Изначально идея "Яра" принадлежит ныне покойному молдавскому режиссеру Эмилю Лотяну ("Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь"), который хотел снять фильм под таким названием. Но не успел. Я как бы подхватил эту идею и решил воплотить замысел мастера в жизнь, но только в ином жанре", - рассказал в одном из интервью автор и режиссер-постановщик мюзикла Алексей Лосихин, который сам с детства интересовался темой цыган.
В силу своей творческой деятельности он много общался с цыганами из "Яра" и с дирекцией ресторана. И однажды Алексею принесли синюю, пожелтевшую от времени тетрадку - дневник гардеробщика, работавшего в ресторане в начале ХХ века. Там он и почерпнул историю, которая легла в основу сюжета.
Действие разворачивается в 1918 году. В роскошный московский ресторан "Яръ" с целью выкупить на аукционе лучшую певицу ресторана – цыганку Зарину - приезжает богатый купец Стодушный. Но в борьбу за сердце красавицы вступает юный официант Люблен.
Авторы спектакля постарались - и не безуспешно - окунуть зрителя в атмосферу знаменитого ресторана. Особенно глубоко будет погружение тех, кто окажется в зоне классического партера. Ведь первые ряды партера занимают столы с настоящим шампанским и закуской, и отсюда же, из зала, выходят на сцену некоторые герои спектакля, или, наоборот, спускаются к "посетителям".
Открывшийся в канун 1826 г. "Яръ" всегда считался одним из лучших ресторанов Москвы, но особенно прославился в конце XIX - начале ХХ в., когда здесь выступал цыганский хор Ильи Соколова. "Раньше в Москве говорили: "К "Яру" не ездят, к "Яру" попадают". "Яръ" - это место встречи людей, умеющих жить на полную катушку, ведь они попали в самое роскошное заведение XIX - XX веков.
Звучат первые аккорды, и с этой минуты вы уже не принадлежите себе, а становитесь частью некого огромного организма, имя которому "ЯРЪ", - гласит официальная аннотация мюзикла. Его музыкальная составляющая - знаменитые во всем мире старые русские песни и романсы "Гори, гори, моя звезда", "Не уходи, побудь со мной", "Очи черные", "Ямщик, гони-ка к "Яру" в новых аранжировках и современных ритмах.
Сама собой напрашивается аналогия с "Мулен Руж". Тем более что местами спектакль действительно больше напоминает кабаре, где незамысловатый сюжет служит лишь оправой для музыкальных номеров, чтобы удерживать внимание "гостей ресторана" и не дать им заскучать во время шоу. И так же, как публика в ресторане разогревается по мере возлияний, действие на сцене, поначалу слегка монотонное, по мере развития все больше насыщается в меру пикантными шутками, иллюзионными трюками, фокусами, интересными техническими находками.
Но вместе с тем развивается и драматическое повествование, приковывая к себе все больше внимания. В пару часов представления авторы умудрились вместить практически все жанры - и мелодраму, и трагедию, и фарс, и даже элементы сюрреализма. А самым ярким и запоминающимся аккордом мюзикла становится совершенно неожиданный финал.
Роль Люблена на премьерном показе исполнил участник проекта "Голос" Андрей Цветков, Зарину – София Джалилова, Стодушного – Андрей Белявский. Других героев мюзикла - конферансье Шпига, солистку "Яра" мадам Товарову и комиссара Юровского - сыграли, соответственно, Виктор Есин, Анастасия Савицкая и Андрей Клюев.
Однако труппа артистов состоит из нескольких составов. Шпига также играют Александр Бабенко и Евгений Аксенов, Зарину - Елена Газаева, Евгения Отрадная и Мила Владимирова, Стодушного - Андрей Богданов и Максим Новиков, Люблена - Дмитрий Никаноров и Владислав Воронин, мадам Товарову - Наталья Трихлеб и Юлия Мандрико, Юровского - Валерий Анохин и Владимир Дыбский. Почти все они присутствовали на премьере и по окончании спектакля вышли на сцену и исполнили одну из ключевых песен спектакля, дав зрителям уникальную возможность в рамках одного вечера послушать сразу нескольких исполнителей главных ролей.
Полноправным участником действия является также шоу-балет "ТАИС" - один из лучших профессиональных эстрадных коллективов Москвы, в нем восемь очаровательных девушек со специальным хореографическим образованием и модельной внешностью.