ФОТО: ИТАР-ТАСС/ Александр Астафьев |
В своем выступлении министр всеми силами пытался успокоить слушателей, объясняя им, что падение цен на нефть не отразится на бюджете государства, а нынешний высокий валютный курс - явление временное и скоро вернется к более низким значениям. "У нас среднегодовой курс рубля к доллару на этот год спрогнозирован 37 рублей, баррель - 100 долларов. Если умножить, получится 3 тысячи 700 рублей. Сейчас цена на нефть ушла вниз и составляет 77 - 78 долларов, а доллар ушел вверх и стоит 47 - 48 рублей. Перемножаем и получаем те же самые 3700. То есть рублевая цена нефти ровно такая же, какая была в начале года. Поэтому для бюджета 2014 - 2015 года проблем нет никаких", - заявил Улюкаев.
В связи с этим, по его мнению, бюджет России "очень хорошо защищен". "Одновременно происходит снижение курсовых соотношений, поэтому исчисление в рублях в бюджетный доход будет таким же. Мы теряем один доллар за баррель нефти, и это стоит для бюджета примерно 70 миллиардов рублей, а один рубль за доллар курса стоит для бюджета примерно 200 миллиардов рублей, только в обратную сторону. Это три к одному. То есть если цена снизилась на 15, а курс на 5, значит, все в порядке", - заметил министр. И заявил, что нынешний валютный курс несправедлив. По его мнению, равновесный курс рубля должен составлять 41 - 43 руб. за $1.
Тут же глава МЭР поспешил обвинить население, на протяжении последних дней активно скупающее валюту, в неразумном финансовом поведении. "Мы, к сожалению, не можем влиять на изменение цен, но не делать глупость, то есть менять структуру своих валютных активов, в нашей власти, - пояснил Улюкаев. - Если вы имеете расходы рублевые, для вас это (снижение курса рубля) не должно быть основанием менять структуру своих валютных активов". Далее он решил поделиться с гражданами советом, как хранить свои "лишние сбережения". По его словам, те, кто привык жить "от зарплаты до зарплаты", точно ничего не выиграют в результате скупки валюты. Тем же, у кого "лишние сбережения" есть, следует их хранить в трех валютах: 40% в долларах и по 30% в рублях и евро.
В том, что министр экономического развития фактически напрямую обращается к населению с подобными разъяснениями, нет ничего удивительного. По всей видимости, в правительстве ситуацию на рынке валютной наличности (к слову сказать, его объемы измеряются миллиардами долларов) расценивают как близкую к панике. Это подтверждается и сообщениями о том, что банки начали сталкиваться с недостатком наличной валюты. Вопрос заключается лишь в том, воспримут ли граждане увещевания Улюкаева и не будут ли его слова иметь прямо противоположенный эффект.
С одной стороны, глава МЭР совершенно прав в том, что живущим "от зарплаты до зарплаты" нет никакого смысла в покупках валюты, так как уже в ближайшее время она будет снова обменяна на рубли и потрачена на покупки и другие расходы. Учитывая, что в период резкого роста курса спреды (разница между покупкой и продажей) по основным валютам достаточно велики и зачастую достигают 1 - 2 руб., подобные операции обернутся, скорее всего, убытком.
В то же время, Улюкаев - умышленно или нет - упускает из виду другой крайне важный момент. Основной причиной валютного ажиотажа определенно становится неуверенность населения в том, что рост курса остановится на нынешних уровнях или даже сменится снижением. Отчетливо видно, что многие сегодня проводят аналогии не с кризисными событиями 2008 года, когда падение рубля было значительным, но происходило под контролем ЦБ, а с многократной девальвацией 1998-го.
Рядовые граждане, безусловно, видят, что нынешнее ослабление рубля происходит на фоне серьезных политических событий и резкого сокращения валютных поступлений из-за падения цен на нефть и санкций.
Все прекрасно понимают, что воздействие этих факторов не может быть полностью компенсировано в обозримой перспективе. Именно это ведет к потере доверия к рублю и зачастую не самым обоснованным действиям не только с "лишними" сбережениями, но и с той наличностью, что имеется на руках "на текущие расходы".