ФОТО: globallookpress |
Как сообщает в своей авторской статье в издании Time Саймон Шустер, президент РФ отказался от резких критических высказываний в адрес украинских властей во время своего недавнего выступления перед правозащитниками. По мнению журналиста, это было сделано для того, чтобы достичь договоренности о перемирии на Украине и улучшить отношения с Киевом.
В своей статье Саймон Шустер анализирует текст выступления Путина, сравнивая его с предварительными набросками. Судя по наброску речи президента, распространенному пресс-центром Кремля, говорит Шустер, Путин собирался заявить, что "ни международные акты, ни структуры по защите прав человека не смогли помешать массовому уничтожению собственных граждан украинским руководством". Однако, как предполагает журналист, в последний момент президент отказался произносить эту фразу.
Как сообщает Time, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался объяснить, почему Путин пропустил эту часть своего выступления. Однако, отвечая на вопрос, является ли это свидетельством изменения позиции Кремля по Украине, Песков ответил: "Нет, абсолютно нет".
Судя по статье в Time, российский президент действительно пытается смягчить свою позицию в отношении Украины. Своеобразным подтверждением этому может являться и информация немецких журналистов, согласно которой Кремль готов содействовать сохранению ДНР и ЛНР в составе Украины на правах федеративных республик. В свою очередь, можно наблюдать и встречные движения в направлении Кремля и со стороны самого Запада, о чем свидетельствует недавняя встреча Путина с французским коллегой Франсуа Олландом.
Так ли это на самом деле, и правда ли, что Россия и Запад готовы к примирению по украинскому вопросу?
Однозначного ответа на этот вопрос сегодня просто нет. Пока можно лишь засвидетельствовать растущее желание целого ряда стран прекратить конфронтацию, на что у обеих сторон есть вполне конкретные причины. Для России это серьезные проблемы, связанные с ограничением доступа к западным деньгам и технологиям, для Запада - желание прекратить войну в центре Европы и, конечно же, доступ к российским рынкам. Крупные компании в Германии, Франции и ряде других стран заинтересованы в возвращении России в орбиту экономических взаимоотношений. Они уже предпринимают активные лоббистские усилия, воздействуя на свое государственное руководство.
Будет ли подобное стремление к миру нарастать со временем?
По всей видимости, да. Разгоревшийся конфликт начинает негативно сказываться на ситуации на всем евразийском континенте, что видно хотя бы по предложению президента Казахстана выступить посредником в его урегулировании.
Последний и, пожалуй, самый главный вопрос заключается в том, выгодно ли примирение по украинскому вопросу для одного из главных действующих лиц всей этой истории - Владимира Путина.
Однозначно ответить на этот вопрос тоже невозможно. После пропагандистской возгонки значительная часть населения России с непониманием отнесется к ослаблению антизападной риторики и шагам навстречу Западу и Украине. В результате может пострадать рейтинг российского президента и его окружения. Также примирение развеет активно создаваемый в последнее время образ внешнего врага. А это значит, что российским властям будет куда сложнее находить объяснения социальным и экономическим проблемам, захлестнувшим страну.
С другой стороны, эти проблемы и их возможные последствия настолько сильны и опасны, что без их непосредственного (а не пропагандистского) решения ущерб, нанесенный ими существующей системе и тем, кто стоит во главе ее, может оказаться несравнимо большим, нежели простое снижение рейтинга президента.