ФОТО: imagebroker/globallookpress.com |
Подавляющее большинство опрошенных HR-менеджеров или других представителей кадровых служб российских предприятий (63%) отметили, что в ближайшее время в их компании не планируется повышение или индексация зарплат. Еще 25% респондентов затруднились дать ответ на этот вопрос.
Год назад, в декабре 2013 г., собирались увеличивать сотрудникам их жалованье вдвое больше работодателей, чем сейчас, - 23%. Не имели таких планов меньше половины компаний (47%). Правда, следует учесть, что далеко не все компании приурочивают индексацию зарплат или пересмотр ставок в сторону увеличения именно к концу финансового или календарного года, отмечают исследователи. Некоторые работодатели предпочитают делать это в другое время. "Повышение у линейного персонала было в июне 2014 г., в новом году о повышении не упоминалось", "У нас все изменения зарплаты происходят в середине года", - поясняли работники кадровых служб.
Закономерно, что возросшую скупость работодатели списывают на ухудшение экономической ситуации в стране. Однако наиболее ценных кадров экономия все же не коснется: в ряде компаний признавались, что индексация зарплат будет, но лишь по отдельным должностям, "согласно рынку труда".
Количество компаний, которые кладут подарки под елку своим работникам, в этом году сократилось с трети от общего числа (33%) до четверти (26%). Однако продолжает увеличиваться число предприятий, считающих своим долгом поздравить детей сотрудников: в 2012 г. так поступали в 52% компаний, в 2013-м - в 53%, сейчас этот показатель вырос до 55%. Некоторые при этом еще и организовывают для детей специальные праздничные представления. На то, что подарки детям корпоративный Дед Мороз все-таки принесет, надеются даже в тех компаниях, где вопрос еще окончательно не согласован.
Сами россияне между тем экономить на подарках пока не собираются. Как показало исследование, проведенное PayPal совместно с компанией Reputation Leaders, 43% граждан России получают удовольствие от покупки подарков, тогда как в Европе таких набралось лишь 29%. При этом 27% европейцев ассоциируют предновогодний шопинг со стрессом, в то время как в России лишь 17% респондентов называют его максимум утомительным. В ходе исследования, проведенного в октябре 2014 г., были опрошены более шесть тысяч взрослых жителей Германии, Италии, Испании, России, Франции и Швеции.
И здесь приоритет отдается детям: именно на подарки им 37% опрошенных планируют потратить больше всего средств. В плане самих подарков россияне не слишком изобретательны: чаще всего они дарят друг другу конфеты (62%), косметические товары (48%), шутливые подарки (30%), электронику и домашнюю технику (27%), подарочные сертификаты (24%), одежду и аксессуары (24%). При этом треть российских покупателей дарят то, что, на самом деле, хотели бы получить сами.
Большинство жителей России (78%) предпочитают покупать подарки заблаговременно - как минимум за месяц до праздника, а то и ранее. И столько же респондентов в этом году собираются хотя бы часть подарков приобрести через Интернет, сэкономив время и деньги. Признались, что в этом году впервые собираются опробовать закупку подарков при помощи смартфона или планшета, 27% опрошенных. При этом 42% россиян собираются в сэкономленное от походов по магазинам время просто расслабиться и насладиться атмосферой праздника.