ФОТО: Михаил Белоцерковский |
По замыслу художественного руководителя Сергея Безрукова, в этом сезоне малую сцену театра решено предоставить молодым режиссерам и режиссерам-дебютантам.
Первым спектаклем в этом ряду стала комедия по рассказам Михаила Задорнова "Весна" в постановке Евгения Гомоноя и Степана Куликова, которой открыт новый сезон. И вот теперь театр представил новый спектакль - по пьесе молодого, но уже известного и востребованного драматурга Ярославы Пулинович, в постановке режиссера Анны Горушкиной.
Сергей Безруков подчеркнул, что появление этого названия в репертуаре не случайно - тема, затронутая в пьесе, отвечает направлению Губернского театра: "Мы создаем "человеческий театр", нам интересна судьба человека. Причем не выдающегося человека, который вершит историю, - нам интересны судьбы обычных людей. Герой пьесы Пулинович всю жизнь проработал на радио, но он не был Левитаном. Нам важно именно это ощущение судьбы простого человека, который задается вопросом "А что я такого сделал в своей жизни?".
Спектакль "Бесконечный апрель" - это взгляд молодого поколения на историю страны. Главный герой Веня родился в 1912 г., а умер в 2010-м. Он помнит, как шла экспроприация после Октябрьской революции, как семья выживала в ленинградскую блокаду во время Великой Отечественной войны. Наблюдает, как родня борется за жизнь в новейшее время.
В спектакле молодого режиссера Анны Горушкиной этот герой-интеллигент созерцает весь ХХ век. Он не участвует в истории, но является ее неотъемлемой частью. Его глазами мы смотрим на жестко меняющийся мир. В финале жизни 98-летний старик вспоминает свое детство в годы гражданской войны, молодость - в период ленинградской блокады, зрелость - во времена хрущевской оттепели, и старость - в "глухие" 80-е. Вспоминает первую любовь, потери, надежды и разочарования. Все эти возрастные периоды актер играет без всякого грима, меняя только голос, пластику - и, конечно же, внутреннее мироощущение. На главную роль Вени приглашен известный актер Андрей Ильин.
Он признается, что роль далась ему нелегко: "Когда я прочел пьесу Ярославы Пулинович, мне понравился материал - сама литература. Мне показался интересным тот прием, который используется здесь, - переходы главного героя из одного возраста в другой, когда ему то 9 лет, то 12, потом 50, потом 75, затем опять ребенок, и он все время ведет диалог с теми, кто ему близок - с мамой, с женой. Роль Вени, не буду лукавить, далась мне нелегко. Эта пьеса очень хороша для чтения, но не всякую литературу можно облечь в сценическую форму, поместить в театральное пространство. И как только мы стали вставать на ноги на репетициях и примерять ее на себя, возникла масса сложностей. Здесь очень легко наиграть, "наддать парку", впасть в пошлость - и тогда сразу, мгновенно уйдет доверие. Мы все время играем на грани, как по лезвию бритвы".
Художественного руководителя театра Сергея Безрукова и Андрея Ильина связывает долгое сотрудничество, они были партнерами на сцене. "Мы знакомы очень много лет, и я рад, что он поддержал Губернский театр, и что роль у него получилась интересная. Для актера это просто подарок судьбы: без грима сыграть несколько возрастов в одном спектакле. Это доступно только большому профессионалу - меняться без грима, попадая в разные возрастные периоды, и быть при этом органичным, причем не издалека, а находясь в метре от зрителя", - сказал Безруков.
Одной из партнерш Андрея Ильина по спектаклю является Ирина Безрукова, для которой эта премьера стала событием: актриса вышла на сцену после долгого перерыва - последние годы она работала только в кино и на телевидении. "Было очень волнительно возвращаться на сцену спустя 15 лет, - призналась актриса. - Надеюсь, мне удалось при поддержке моих коллег преодолеть это первое волнение. Мне невероятно повезло с режиссером, с партнерами - это большая честь работать с таким опытным и любимым зрителем артистом, как Андрей Ильин. У нас на этом спектакле сложилась замечательная команда, - надеюсь, зрители это почувствуют".
Тему памяти о недавнем прошлом нашей страны театр задал еще до начала спектакля: в приглушенном красноватом свете в фойе висят прикрепленные прищепками к веревкам старые фотографии - как будто их оставили сушиться после проявки. Со старых пожелтевших фото смотрят простые, удивительные лица: чьи-то мамы, дедушки, бабушки, малыши, школьники и военные - целая история нашей страны. Затем две девушки, одетые в стиле 60-х годов прошлого века, запели под гармонь любимые песни тех времен, и им с удовольствием подпевали собирающиеся к спектаклю зрители.
На этом спектакле театр предлагает игру не только со временем, но и с пространством: зрители сидят прямо на сцене, на расстоянии вытянутой руки от актеров. По словам режиссера Анны Горушкиной, это сделано сознательно: "Мы с моим художником постарались сделать все, чтобы создать атмосферу, когда зритель так близко, что как бы становится частью этой истории. Для нас это было очень важно - "поселить" зрителей в эту старую коммунальную квартиру, чтобы они прожили вместе с нашим героем всю его жизнь".
Сергей Безруков также поддержал это режиссерское решение, считая его важным для процесса становления молодого театра: "Этот эксперимент с пространством напоминает мне мою родную Табакерку, в которой я проработал 20 лет. Из них лет пять - шесть я играл в подвале на сто мест, точно так же - "на носу" у зрителя. И потому на сцене надо было жить, а не играть. Для меня самое главное в этом спектакле - это подлинная жизнь персонажей".
"Бесконечный апрель" не оставил зрителей равнодушными: выходя из зала, многие утирали слезы, а поклонники театра подарили участникам спектакля огромную корзину "именных" апельсинов - с именем каждого актера и его персонажа.
"Мне кажется, что эта история будет отзываться в людях разных возрастов. У нас был на одном из прогонов 14-летний подросток, он плакал. Потому что здесь затрагиваются темы, на которые человек с сердцем обязательно отзовется", - считает режиссер Анна Горушкина.
## Фото: Михаил Белоцерковский ©