Китай возглавит мир без Америки

Читать в полной версии →
В обозримой перспективе Китай будет делать ставку не на США, а на страны БРИКС, а также на интеграцию в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. После этого Поднебесную начнет интересовать мировое господство


ФОТО: globallookpress



Обладатель одной из наиболее динамично развивающихся на сегодняшний день экономик - Китай - строит планы на полное доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а впоследствии и во всем мире. По крайней мере, к такому выводу приходят все больше экспертов, пытающихся разгадать планы Поднебесной.

Как полагает эксперт исследовательского центра RAND, экс-аналитик правительства США по китайско-американским отношениям Тимоти Хит, на нынешнем этапе приоритетным направлением китайской внешней политики становится установление взаимоотношений и достижение лидерства в отношении периферийных стран и развивающихся государств, прежде всего, в рамках БРИКС. При этом стратегическое партнерство с США будет снижаться.

После этого, укрепив свои лидерские позиции в АТР, Китай может предъявить претензии на перестройку существующего мирового порядка в сторону системы, предполагающей лидерство КНР, уже на глобальном уровне.

В связи с этим, полагает Тимоти Хит, стратегическим интересом Пекина в ближайшее время будет расширение региональных сфер влияния - в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. "По словам замминистра иностранных дел КНР, объемы торговли с Восточной и Юго-Восточной Азией составили почти $1,4 трлн, что превышает масштаб торговли с ЕС и США вместе взятыми. Половина из топ-10 торговых партнеров Китая - из Азии, и 70% зарубежных инвестиций КНР приходятся на азиатские государства. Скорее всего, тренд к региональной интеграции продолжится", - цитирует Хита РИА Новости. Таким образом, по мнению эксперта, Пекин обеспечивает себе безопасные фланги и подготавливает почву для вступления в высшие эшелоны мировой власти.

В то же время нельзя сказать, что на этом пути у Китая не возникнет серьезных препятствий. Дело в том, что потенциальную угрозу в этом начинании для него представляют государства-сателлиты США, имеющие свои территориальные и экономические претензии в регионе.

Как полагает Хит, поднятие статуса "развивающихся" государств в иерархии стратегических интересов китайской политики будет означать, что Пекин все меньше будет уделять внимания отношениям с США. Это, по мнению аналитика, будет происходить невзирая на то, что экономический рост Китая во многом вызван доступом к западным рынкам и технологиям. В результате финансового кризиса, полагает Хит, экономика США и других развитых стран оказалась в процессе длительной стагнации, в то время как развивающиеся рынки уже готовы превзойти Запад по объемам спроса и темпам роста.

И все же прогнозы американского эксперта вряд ли стоит рассматривать как предначертание неизбежного прихода китайского глобального лидерства. В своей публикации эксперт упускает такой важный момент, что основой мирового господства в XXI веке становится способность создания новейших технологий, позволяющих извлекать максимальную прибыль и неизбежно подчинять себе глобальный спрос. В обозримой перспективе источником таких технологий и идей будут оставаться страны Запада и, в первую очередь, США.

Это объясняется не столько экономическими, сколько социально-политическими моментами. Западная система общественных отношений, в основе которой лежит свобода личности, принципиально отличается от китайской, предполагающей главенствующую роль КПК. Осуществление открытий и их преобразование в самые современные технологии возможны только в условиях свободы их авторов и носителей.

Исключения - научные "шарашки" в СССР - возможны лишь эпизодически и на протяжении непродолжительного времени. И это только подтверждает общее правило. Примером тому стала печальная судьба советской науки, когда большинство носителей самых передовых идей оказались за пределами СССР и России.

Схожая ситуация имеет место и в Китае. Тысячи талантливых китайских студентов обучающихся в США и других западных странах, далеко не всегда спешат возвращаться на родину, дабы там использовать полученные на Западе знания. Те же из них, кому удается достичь реальных успехов, не говоря уже об открытиях, предпочитают реализовывать свой потенциал там, где они могут ощущать себя гораздо более свободно, нежели на родине.

Именно по этой причине нынешнее китайское развитие носит, преимущественно, догоняющий характер, и базируется на идеях и открытиях сделанных ранее и в большинстве случаев не в Китае. В этих условиях Пекин действительно может добиться больших успехов в создании самой разнообразной продукции, но практически не способен задавать глобальные тренды и генерировать идеи.

Изменить это можно только коренным образом пересмотрев общественно-политическое устройство китайского государства. Однако в обозримой перспективе это вряд ли возможно.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей