ФОТО: imagebroker/globallookpress.com |
Подсудимым инкриминируется ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ ("Покушение на мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере"). По этой статье предусматривается лишение свободы на срок до десяти лет.
Громкое дело началось еще в 2013 г., когда предполагаемые шантажисты потребовали от руководства авиакомпании "Аэрофлот" 100 млн руб. за урегулирование вопроса дополнительных выплат, положенных пилотам за переработку. Злоумышленники обещали повлиять на летный состав и заставить его не требовать доплат. В случае отказа руководства авиакомпании от этой сделки шантажисты намеревались вывести летчиков на митинги и пикеты, что, несомненно, нанесло бы урон имиджу компании.
Как только стало понятно, что вымогатели готовы идти до конца, руководство "Аэрофлота" обратилось в правоохранительные органы. С ведома следствия переговоры со злоумышленниками продолжались. В итоге шантажисты согласились принять за свои услуги "всего" 30 млн рублей. Часть суммы - 10 млн руб. - была помещена в банковскую ячейку. В назначенный день сотрудники ФСБ задержали профсоюзных деятелей с поличным, когда те вынимали из депозитария меченые купюры.
Юристы прогнозируют, что наказание для шантажистов будет суровым. "Группа лиц пыталась коррумпировать летных работников. Соответственно, в ходе оперативной разработки и усилиями следствия дело дошло до суда. Очень радует, что такие факты вскрываются и есть понимание, что с ними делать в суде. Я жду самых серьезных санкций от суда в отношении правонарушителей и надеюсь, что решение суда будет связано с лишением свободы на реальный срок. Наша судебная практика сейчас изобилует условными сроками, но в данном случае представляется, что это дело показательное в определенном смысле, и необходимо применить действующие санкции по всей строгости законодательства", - отметил Артем Кирьянов, кандидат юридических наук, член Общественной палаты России и вице-президент Союза молодых юристов.
Кирьянов также считает, что законодательство, регулирующее деятельность профсоюзов, нуждается в доработке и не обеспечивает прозрачность структур. "Прозрачность достигается, прежде всего, твердыми законодательными гарантиями сотрудникам профсоюзных организаций и набором исключительных компетенций, которые принадлежат профсоюзным организациям. В данном случае, если все это соблюдается, представители профсоюзов не смогут выступать черными лоббистами, потому что их высокий статус будет одновременно препятствовать коррупционным явлениям. Если этого не сделать, то, конечно, люди в профсоюзах будут видеть себя как неких посредников, причем ничем не ограниченных в своих действиях. От посредничества до мошенничества не такое большое расстояние, как может показаться", - добавляет он.
Генеральный директор Центра политической информации Алесей Мухин уверен, что в непростое кризисное время не стоит забывать об основной роли профсоюзов. "Во всем мире профсоюзы занимаются защитой прав трудящихся. Это их основная и непосредственная задача, ради этого они существуют и на это собирают членские взносы. Разве что в Италии, или в Америке столетней давности профсоюзы непосредственно и открыто подменяли собой мафию, выкручивая руки работодателям и выжимая из них наличные деньги. Сегодня в поле деятельности профсоюзов соблюдение трудового законодательства, техники безопасности и контроль за предоставлением социальных льгот для сотрудников. И было бы хорошо, если бы в российском профсоюзном движении осознали эту ситуацию", - резюмирует эксперт.