ФОТО: David Oxberry/globallookpress.com |
Не ясно, что изучать и как изучать. Заслуженный деятель науки РФ, руководитель коллектива авторов школьных и вузовских учебников Владимир Агеносов напомнил: "Розанов утверждал, что русские писатели ХIХ века разрушали государственность". Нужны ли нам такие писатели?
С писателями ХХ в/ тоже путаница. "Президент ввел обязательное изучение "Архипелага ГУЛАГ", а писатель Поляков недавно выступил, что Солженицын вообще предатель. Говорят^ найти концепцию, но кто ее будет определять? Либерал или человек, которого называют национально ориентированным?" - задался вопросом Агеносов.
Да что там Солженицын? даже с Лермонтовым до сих пор не могут разобраться. Филолог привел в пример пресс-конференцию Путина, на которой тот в качестве примера положительной оппозиционной деятельности процитировал Лермонтова: "Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ". Есть версия, что ничего подобного Лермонтов не писал - стихи принесли в одну из редакций через 30 лет после смерти поэта. А президент считает, что "прощай, немытая Россия" - это полезно, огорчился Агеносов.
Другой участник обсуждения - актер и режиссер Николай Бурляев - тут же пообещал дойти до президента и выяснить этот вопрос. "Прощай, немытая Россия" - Путин не мог поддержать эти строки. У меня будет встреча с президентом, я коснусь этого вопроса. Лермонтов не мог это написать. "Люблю отчизну я", и тут рядом "Прощай, немытая Россия", у него даже слова такого нет "немытая" в лексиконе", - уверен актер.
Он признал, что не является специалистом в области филологии, но может дать оценку образованию как отец пятерых детей: "Какие процессы происходят в древнейшем педуниверситете России? Я вижу, что там не все благополучно. Читают лекции профессора из Америки, сайентологи".
Недавно в педвузе сделали профессором ненадежного человека, который имеет "критическое отношение к нашей действительности - Дмитрия Быкова". И что ждать после всего этого от новых учителей?
По мнению Бурляева, Путина обманывают, "идет подлог": "Путин велел создать единый учебник. Но те, кто это делает, они все оставляют на прежних позициях. Что с филологией, что с литературой - все ли благополучно? Нет".
Кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Зубарева также высказалась о литературном образовании в школах весьма скептически: "Как происходит образование? Этот писатель мне нравится, говорит учитель, мы будем его изучать. А этот не нравится - не будем. Нужна какая-то системность в образовании. Не в плане идеологического ядра, а в плане общечеловеческого, общекультурного. А сейчас каждый учитель делает на уроках, что может: кто-то биографию рассказывает, кто-то вслух читает, потому что полагает, что дети ничего не читают".
По мнению Елены Зубаревой, много лет у нас в стране литературу "пинали и допинали". Родители говорят: а зачем это детям надо? ХIХ век - это так далеко. Чиновники тоже не любят литературу.
Школьники и подавно. Недавно ввели на ЕГЭ сочинение, предложили детям три темы. Три - нелитературные и одна - Лермонтов. Лермонтова выбрали 3%. "Остальные писали ля-ля тополя", - возмутились участники круглого стола.