ФОТО: Dai Tianfang/Globallookpress |
Вместе с тем среди тех, кто прогнозирует оптимизацию персонала, всего 7% абсолютно убеждены в подобном развитии событий или уже его наблюдают. И только четверть россиян (24%) имеют знакомых, потерявших работу в последние месяцы: данный показатель заметно снизился по сравнению с четвертым кварталом прошлого года (30%). Да и собственные перспективы трудоустройства в случае увольнения граждане оценивают довольно оптимистично: лишь 12% из них предполагают, что не смогут устроиться на равноценную должность.
Каждый пятый участник опроса продемонстрировал полную уверенность в том, что найдет достойную работу без каких-либо трудностей. Треть респондентов полагают, что для этого потребуется приложить небольшие усилия. Более существенные затруднения на пути поиска аналогичной работы видят 27% опрошенных (в конце 2014 г. таких было 33%).
Как ни странно, перевод на неполную рабочую неделю или отправку в неоплачиваемый отпуск россияне считают менее вероятным, чем сокращения должностей и зарплат, - подобный сценарий прогнозируют 30% респондентов, хотя именно такой подход традиционно практикуют отечественные предприятия.
Во время кризисов большая часть российских компаний (65%) предпочитают "замораживать" заработную плату своим сотрудникам, но не снижать ее, говорится в исследовании НИУ ВШЭ. Работодатели боятся потерять ценных работников и не хотят конфликтовать с профсоюзами, поясняют авторы исследования. Кроме того, существует гипотеза, что при сокращении оплаты труда в России производительность падает гораздо больше, чем при аналогичной ситуации в других странах.
Придерживаться подобной политики компаниям позволяет высокая инфляция: номинальные зарплаты замораживаются, но реальные – падают, а издержки предприятия в результате оказываются минимальными. Работодатели рискуют больше потерять, если растеряют обиженных сотрудников и будут вынуждены тратить средства на поиск и адаптацию новых.
Так, по расчетам ВШЭ, в декабре 2014 г. реальная зарплата снизилась на 4,7% к тому же периоду 2013 года. Примерно так же она падала в разгар кризиса 2008 - 2009 годов. Но в декабре прошлого года кризисные процессы только начали разворачиваться, а инфляция продолжает увеличиваться, поэтому на этот раз падение зарплаты будет более глубоким, предупреждают экономисты.
Ничего хорошего не обещают и власти. В уточненном макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития говорится, что реальная заработанная плата жителей России в 2015 г. сократится сильнее, чем в кризисный 2009 г. - тогда падение составило 3,5%, на этот год прогнозируется 9,6%.