Россия держит курс на Восток

Читать в полной версии →
Россия рассматривает возможность отхода от евроориентированной схемы устройства экономики к восточному курсу. К подобному переходу уже начинает готовиться и российский малый и средний бизнес


Фото: globallookpress



Смена геополитического вектора России с европейского на азиатский принимает все более зримые очертания. И если еще недавно речь шла преимущественно о масштабных межгосударственных проектах России и Китая, то сегодня все больше внимания уделяется сотрудничеству на уровне представителей малого и среднего бизнеса двух стран.

Не далее как вчера на площадке международного информационного агентства "Россия сегодня" состоялся круглый стол с много говорящим названием "Азиатский разворот. Россия - Китай: деловая перспектива". Его участниками была представлена концепция Российско-китайского форума "Большие возможности малого и среднего бизнеса", который состоится 21 - 22 апреля в Пекине.

Организаторами мероприятия с российской стороны выступают Министерство экономического развития, Российско-китайский комитет дружбы мира и развития и Российско-китайский деловой совет. Со стороны РФ оргкомитет форума возглавляет уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ, председатель Российской части Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Борис Титов.

Заседание круглого стола открыл генеральный директор МИА "Россия сегодня" Дмитрий Киселев. Как и можно было ожидать, он обратил внимание участников встречи на чрезмерное евроцентрическое сознание, все еще господствующее в России. В то же время, по его словам, для самой Европы система ценностей полностью изменилась. В результате страны ЕС более не готовы понимать и принимать Россию.

"Европа не готова понимать то, что произошло с Крымом, то, что происходит сейчас на Украине. Вместо этого Европа вводит против нас санкции, - пояснил Киселев. - То есть здесь возникает ситуация, когда насильно мил не будешь". Поэтому, по мнению Киселева, России необходимо "находить в себе ту валентность русской души, которая способна объединяться со странами Востока".

Очевидно, что первым и самым главным контрагентом России на Востоке может и должен стать бурно развивающийся Китай. Тому, как российским бизнесменам выстраивать отношения с восточным соседом, были посвящены выступления остальных участников круглого стола.

Один из них - заместитель председателя Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, заместитель председателя ГД РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский - совершенно справедливо заметил, что почва для вовлечения китайского бизнеса в активную работу на территории России пока еще далека от идеальной. По его словам, китайских бизнес, придя в Россию одним их первых в начале 1990-х, когда нас еще царил "дикий капитализм" испытал некоторый испуг. Однако сейчас уже есть основания для того, чтобы этот испуг был преодолен. По словам Виктора Звагельского, одна из задач, которую ставят перед собой организаторы форума, - показать китайским предпринимателям, что они могут гарантированно и безопасно вести бизнес с российскими партнерами.

Впрочем, по его мнению, на сегодняшний день можно наблюдать заинтересованность китайской стороны в партнерстве с Россией. Более того, развитие деловых отношений с российскими компаниями может помочь в преодолении наметившегося замедления роста китайской экономики.

По мнению главы департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Натальи Ларионовой, опыт Китая чрезвычайно интересен для России и ее бизнеса. "85% населения Китая заняты в секторе МСП и формируют 60% ВВП, мы по этим показателям отличаемся в три - четыре раза, - подчеркнула чиновница. - Нам конечно интересно как развивается эта система, какие усилия прикладывает государство для поддержки этого сектора экономики".

По мнению Ларионовой, малому и среднему российскому бизнесу стоит обратить внимание на развитие экспорта собственной продукции. По ее словам, в России из 5,5 млн субъектов МСП экспортную деятельность осуществляют порядка 30 тысяч. "Мы должны научиться в России выращивать конкурентоспособных экспорто-ориентированных компаний, готовых к экспансии на зарубежные рынки", - заявила глава департамента МСП, отметив что китайский рынок в этом смысле более чем перспективен. "Основная задача форума - показать тот российский бизнес, к которому пока не привыкли, показать, что он может предложить китайским компаниям", - пояснила Ларионова.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин затронул тему перспектив сотрудничества России и Китая в сфере кино и телевидения. По его словам, Россия и Китай сейчас ведут переговоры о совместном производстве фильмов и о продаже российских сериалов. При этом он подчеркнул, что продвижение отечественных картин на китайском рынке - непростой вопрос, так как показ иностранных фильмов в Китае квотируется и в год на экраны страны может выйти не более 32 зарубежных картин. "Сегодня с нашими китайскими партнерами мы ведем переговоры, с тем чтобы были предусмотрены квоты для российских фильмов, и российские кинопроизводители могли работать на китайском рынке", - пояснил замминистра связи и массовых коммуникаций.

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей