А ведь в то время, когда он писал свои истории, мало кто помышлял о том, что все это возможно. И мало кто знает сегодня, что из 108 фантастических идей этого человека, в ХХI в. нереализованными останутся лишь десять. Без ответа до сих пор остается и самый главный вопрос - "Откуда он все это знал?".
К признанию и славе на воздушном шаре
"Придет время, когда наука опередит фантазию", - уверял Жюль Верн современников. Известность пришла к нему только в 35 лет, когда свет увидел роман "Пять недель на воздушном шаре", после было написано еще 60 романов и почти в каждом - новое предсказание. Но это вовсе не означает, что француз обладал даром ясновидения и мог предсказывать будущее - он всего лишь очень интересовался наукой, внимательно следил за передовыми достижениями того времени и постоянно общался с учеными. И именно эта его прозорливость вкупе с хорошим воображением сделали его гениальным фантастом.
Однако "полетами на воздушном шаре" Жюль Верн ограничиваться вовсе не собирался, мысль его летела намного дальше. В романах "Властелин мира" и "Робур-Завоеватель" он описал, как должны выглядеть, самолет и вертолет, поднимающие человека в небо, а в "Необыкновенных приключениях экспедиции Барсака" поведал читателям, что такое самолет с переменным вектором тяги.
Самым смелым "пророчеством" писателя считается предположение о полете человека в космос, на Луну. Герои его романа "С Земли на Луну" отправились исследовать спутник Земли на "лунной пушке". Кстати, француз не только предсказал путешествие и высадку человека на Луну, но и рассчитал приблизительную стоимость этого предприятия. Кроме того, Верн точно описал размеры ракеты, место отправления (Флорида) и даже экипаж, состоящий из трех человек. Межгалактические путешествия описываются также в его романе "Гектор Сервадак".
Загадочный мир капитана Немо
Современники Жюля Верна утверждали, что он не любил, когда его называли предсказателем. "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются".
Именно так случилось с известной всем подводной лодкой "Наутилус" - уже в то время ученые и судостроители проводили эксперименты и пытались строить подводные суда, которые смогли бы находиться в плавании долгое время. Более того, в то время, как Верн приступил к написанию романа "20 тысяч лье под водой", во Франции была спущена на воду первая механическая подводная лодка, окрещенная "Ныряльщиком". Писатель вовсе не скрывал, что собирал о ней все необходимые сведения. Например, то, что судно может погрузиться на глубину не более 10 м, внутри него с трудом помещается команда из 12 человек, а подводная скорость достигает лишь 4 узла в час.
Дело оставалось за малым - полетом фантазии. "Наутилус" капитана Немо претерпел значительные изменения. Во-первых, он был просторным, словно океанский лайнер. Во-вторых, глубина его погружения исчислялась километрами, а скорость достигала 50 узлов - даже атомные субмарины ХХI в. не способны соперничать с великим "Наутилусом". Да, Жюль Верн немного увлекся и зашел слишком далеко в своих фантазиях, но нельзя не отметить, что общие тенденции развития подводных кораблей он предугадал точно. Кстати, первую в мире атомную подлодку ее создатели символично окрестили "Наутилусом".
Что связывает электрический стул и Эйфелеву башню?
Французский фантаст ушел из жизни в начале ХХ столетия, в 1905 г., и ужасы мировых войн были ему неведомы. Однако, как всякий разумный человек, он уже в то время задумывался о том, какой разрушительной силой обладает оружие и к каким страшным конфликтам может привести его усовершенствование и распространение. В романе "Пятьсот миллионов бегумы" он коснулся этой темы, рассказав историю немецкого профессора по имени Шульце - одержимого националиста, жаждущего мирового господства, который изобрел гигантскую пушку, способную поражать цель на огромных расстояниях с помощью снарядов с ядовитым газом. Очень похоже на современное химическое оружие, не правда ли? Ну а сам Шульце напоминает не кого иного, как Гитлера, приход к власти которого Жюль Верн, получается, попросту предвосхитил.
Это сегодня мы называем его гениальным фантастом, а ведь был момент, когда писателя окрестили бездарным и едва не лишили возможности заниматься любимым делом. Случилось это с его вторым романом "Париж в ХХ веке", написанным в 1863 году. В нем тогда еще малоизвестный автор нарисовал картину, как будет выглядеть мир и, в частности, Париж, спустя столетие.
Герои романа раскатывают по Парижу 1960-х на автомобилях и метро. "Электрические канделябры" на Елисейских полях освещают огромные рекламные надписи, а над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. Ничего не напоминает? Неужели сам Эйфель рассказывал Верну о своей задумке построить "красавицу"?
Кроме того, там есть "Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам", а также "фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье". "Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды" - это телефонная сеть опутала планету.
В "Париже будущего" высятся небоскребы и ни одно учреждение не обходится без "инструмента, чем-то напоминающего большое пианино, которое может осуществлять любые расчеты", а преступников казнят с помощью... электрического разряда. И кто знает, что бы гениальный писатель еще придумал и каких бы историй написал бы, проживи он немного дольше.
Сбывшиеся предсказания Жюля Верна
Электрический стул ("Париж в ХХ веке") Подводная лодка ("20 тысяч лье под водой") Самолет ("Властелин мира") и самолет переменным вектором тяги ("Необыкновенные приключения экспедиции Барсака") Вертолет ("Робур-Завоеватель") Космические корабли и пилотируемые полеты в космос, в том числе - на Луну и межпланетные ("С Земли на Луну", "Гектор Сердавак") "Кружевная" башня в центре Европы ("Париж в ХХ веке") Видеосвязь и телевидение ("Париж в ХХ веке") Строительство Турксиба ("Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)") Ядерное оружие ("Пятьсот миллионов бегумы") Компьютер, ксерокс и факс ("Париж в ХХ веке").