Величественные руины майя, разбросанные по Южной Америке, ошеломляют множеством головоломок, а их знаменитый календарь заставляет задавать одни и те же вопросы снова и снова. Почему в нем всего 260 дней, по какой причине майя называли его "следом Бога" и правда ли, что в нем названа точная дата конца света? И это далеко не все тайны, доставшиеся нам в наследство от этой древней загадочной цивилизации.
Это случилось много веков назад. По преданию, боги создали людей из маиса. Люди построили целые города, равных которым в мире нет до сих пор, с компьютерной точностью вычисляли движение звезд и планет, в футбол играли не на жизнь, а на смерть, и достигли самой вершины цивилизации, которая до сих пор удивляет мир. А потом они покинули свои города. Однако, откуда они пришли, антропологи не понимают до сих пор. Частично исследовав гробницы и письменность индейцев майя, ученые пришли к выводу, что хоронили усопших они по тому же принципу, что и египтяне - в саркофагах. Получается, их предками могли быть египтяне? Но почему тогда они не передали им свои многочисленные знания?
В джунглях Центральной и Южной Америки за последние годы открыты руины десятков больших и малых "забытых" городов доколумбовой эпохи. Например, пирамида Куикуилько в Мексике или город-крепость Мачу-Пикчу в горах Перу, о существовании которого люди не подозревали в течение трех столетий, а обнаружили только в начале ХХ века. Так часто случается: исследуя древний город поклонявшихся солнцу инков, археологи и ученые страстно желали найти ответы на многие вопросы, но в итоге наткнулись на еще большее количество загадок и тайн.
Одна из таких головоломок - рисунки в перуанской пустыне Наска. Площадь, равная 500 кв. км, покрыта бесчисленными, гигантскими наземными фигурами, полностью посмотреть которые можно только сверху. Всего на плато насчитывают 13 тыс. линий, 100 различных спиралей, свыше 700 прямоугольных и трапециевидных площадок. Местами виднеются изображения животных, птиц, цветов и деревьев. Над вопросом, что означает эта схема и для кого она предназначена, ученые бьются до сих пор.
Особую роль для индейцев майя играла человеческая кровь. Изучив некоторые предметы быта (сосуды, ритуальные инструменты), исследователи пришли к выводу, что майя часто совершали весьма специфический обряд кровопускания. Чаще всего для этого протыкали язык (реже губы, ладони либо гениталии), а через проделанное отверстие продевали шнурок. Однако делали они это не из кровожадности, а в сакральных целях - кровопускание изменяло работу мозга, расширяло сознание, у человека появлялись галлюцинации, которые древние люди считали видениями свыше, ведь в крови, по представлениям майя, находилась душа и жизненная энергия.
К слову о кровожадности майя, о которой также до сих пор ходят слухи и складываются легенды. Одни ученые утверждают, что индейцы постоянно совершали человеческие жертвоприношения, могли "погонять" по полю человеческую голову, вырывали жертвам сердца и даже не гнушались каннибализмом. И это еще одна неразгаданная тайна. Другие исследователи уверены, что жертвоприношения, конечно же, имели место, но касались только животных, которых приносили в дар многочисленным богам.
Майя вообще были очень серьезными людьми. И в футбол они играли человеческими черепами, обтянутыми кожей вовсе не из-за кровожадности, а потому что это символизировало эпическую борьбу Света с богами Зла. Говорят, у них были также свои гладиаторские бои, в которых участвовали пленники, но доказательств тому пока не нашли.
Еще у майя был свой календарь. Даже два - короткий и длинный. Первый представлял сочетание чисел от 1 до 13 и 20 месяцев, а второй состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти "лишних", или "несчастливых" дней. Оба календаря дополняли друг друга и составили законченный цикл в 52 года. Были и другие способы датирования, но все они менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией. При этом календарная система была рассчитана с такой аккуратностью, что за 6 тыс. лет она отставала лишь на день.
На дне сенотов - особых провалов в земле, считавшихся у майя священными, - хранится еще одна тайна. Существует версия, что из этих провалов индейцы наблюдали за солнцем в зените в моменты, когда столб солнечного света погружался вертикально в воду. В Антропологическом музее в Мексике хранится ацтекский календарь "Камень Солнца" - огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 м и весом 24,5 т, отражающий представления древних о далеком прошлом. В его центре изображения Тонатиу Майя - бога Солнца, а по сторонам - символы четырех предшествующих эпох. Исходя из него, каждая эпоха имела своего бога, и, прежде чем на земле появились современные люди, здесь сменились четыре человеческие расы.
А наши предшественники погибли во время великих катаклизмов: первые - из-за землетрясений, вторых уничтожил ураган, третьих - вулканическая лава, а четвертые погибли в результате гигантского наводнения. Сегодня нам светит пятое Солнце, которое ацтеки называли "Солнцем Движения". Они же предрекали его гибель в 2012 году. Но, видимо, что-то пошло не так - предсказание это не сбылось. И это еще одна неразгаданная загадка.
Еще одна тайна майя связана с христианством, а именно - символами креста, найденными в храмовых сооружениях в Паленке. Легенда гласит, что деревянные кресты говорили с майя и давали ценные указания. Ныне эти кресты находятся в мексиканском Китана Роо и по-прежнему являются объектом поклонения, но, к сожалению, ничего путного ученым и археологам они до сих пор так и не рассказали.
Интерес представляет также и 25-метровая пирамида Кукулькан, построенная в XI в. и посвященная высшему богу, на верхней площадке которой расположен храм, а в основании лежит квадрат со стороной 55,5 метра. К вершине пирамиды ведут четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из которых соответствовал месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев. Каждая лестница состоит из 91 ступени.
Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как еще одну ступеньку, получаем 365 - количество дней в году. То есть в основу пирамиды положен принцип календаря. Но это не единственная ее особенность. Два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, на пирамиде возникает особый визуальный эффект: из треугольников света и тени складывается изображение гигантского змея, медленно скользящего к основанию пирамиды.
В Нью-Йоркском музее хранится весьма загадочный артефакт - "Череп судьбы". Если под хрустальный череп поместить любой источник света глазницы черепа начнут светиться. А если направить луч света в центр носовой полости, череп начинает светиться полностью, и вокруг него возникает яркий ореол. Ученые предполагают, что череп использовали жрецы майя во время ритуальных церемоний, когда призматические "глаза" фокусировали солнечные лучи, вызывая появление из раскрытых челюстей сакрального языка пламени.
Говорят, сам Гитлер верил в то, что, если собрать все 13 черепов, можно стать властелином мира. Так что же за сила в них скрыта? Ответ на этот вопрос пока никто не нашел - хрустальный череп упорно хранит тайну своего изготовления. Более того, ни одна из современных технологий не способна создать копию человеческого черепа из цельного куска исключительно твердого материала - горного хрусталя. Несомненно одно: этот потрясающий шедевр, изготовленный неизвестным мастером, - одна из самых прекрасных загадок древней истории, которая, возможно, не должна быть разгаданной. Впрочем, как и другие тайны майя. А может, человечеству это просто не надо. Ведь кто знает, какими могут быть последствия.