Российский бизнес попытает счастья в Китае

Читать в полной версии →
Опыт западных санкций в отношении России показывает, что отечественному бизнесу не следует держать "все яйца в одной корзине". А это значит, что на смену многим его европейским партнерам уже скоро придут представители китайских деловых кругов

Смена вектора экономического развития РФ с европейского на азиатский сегодня уже не вызывает никаких сомнений. Причем, если еще недавно речь шла преимущественно о масштабных межгосударственных проектах России и Китая, то сегодня все больше внимания уделяется сотрудничеству на уровне представителей малого и среднего бизнеса двух стран. В рамках этой политики, 21 - 22 апреля в Пекине состоится российско-китайский форум "Большие возможности малого и среднего бизнеса".

О том, чего ждать от смены вектора развития, а также о перспективах российско-китайского сотрудничества на уровне малого и среднего бизнеса мы говорим с одним из основных участников форума - уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей, председателем Российской части Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Борисом Титовым.

"Yтро.ru": Сейчас довольно часто можно услышать фразу "разворот экономики России на Восток", при том что де-факто основная часть экономических связей России по-прежнему находится на Западе. Что это может означать - революцию со сломом прежних связей в пользу создания новых?

Борис Титов: Наш товарооборот со странами ЕС никуда не денется в силу естественных причин. Сейчас наблюдается тенденция к его снижению из-за политики санкций и антисанкций, а также снижения курса рубля, но Европа по-прежнему останется важным для нас направлением внешнеторговой деятельности.

Речь идет не о "революции", не о сломе старых связей, а об их диверсификации. Опыт с санкциями, особенно против финансового сектора, показал, что "хранить яйца в одной корзине" небезопасно. Отдельно надо отметить, что китайская экономика с ее динамикой, масштабом и темпами роста, на данный момент, один из наиболее привлекательных в мире рынков. Все крупнейшие глобальные компании почитают за счастье получить к нему доступ. Имея самую протяженную границу с КНР, России было бы странно оставаться в стороне от этого тренда. Поэтому наша политика на китайском направлении проста: сохраняя все имеющиеся торговые связи с ЕС, создать аналогичный по объему рынок торговли с Китаем.

"Y": Насколько, на ваш взгляд, российские малый и средний бизнесы (МСБ) готовы сами развивать отношения с китайскими и другими компаниями? Нужна ли им в этом помощь государства или каких-то официальных структур?

Б.Т.: У нашего бизнеса хорошие здоровые амбиции, в том числе в плане наращивания экспорта в Китай. Нам на самом деле есть что предложить китайскому рынку, причем часто это такие виды продукции и услуг, за которыми мы не привыкли видеть экспортного потенциала. Это рыбная и мясная продукция, минеральная вода, кондитерские изделия, запчасти для теплового оборудования.

Когда мы начинали подготовку к I Российско-китайскому форуму "Большие возможности малого и среднего бизнеса", то, не скрою, были опасения, что российские компании поедут в Китай исключительно в поисках финансирования. Мы были приятно удивлены. Большинство из 139 уже зарегистрировавшихся компаний участников хотят найти в Китае рынок сбыта, а 70 из них уже сотрудничают с Китаем и хотят усилить свое там присутствие.

Теперь что касается помощи государства. Государственная поддержка экспорта продукции с высокой степенью переработки так или иначе существует во всех странах. У нас специально для стимулирования экспорта вводился возврат НДС, но сейчас эта схема работает плохо и к тому же прославилась криминальными скандалами. Думаю, что в качестве государственного стимулирования экспорта, в том числе в КНР, более действенными могли бы стать налоговые вычеты и другие меры непрямой стимуляции.

"Y": Какова основная цель предстоящего в апреле российско-китайского МСБ-форума? Что вы бы хотели получить "на выходе"?

Б.Т.: Цель простая: развитие сотрудничества во взаимовыгодном ключе. Мы хотим предложить российским и китайским предпринимателям площадку, на которой будут обсуждаться возможности делового взаимодействия, конкретные механизмы поиска партнеров, практические вопросы, возникающие в ходе сотрудничества компаний двух стран.

В повестке форума присутствует и тема интеллектуальной собственности. Очень актуальная и для многих болезненная. Это финансовые инструменты для МСБ, особенности налогообложения, вопросы промышленной кооперации и вопросы развития сотрудничества в медиасфере, а также проблемы защиты прав предпринимателей. Будут презентации инвестиционных возможностей регионов России.

В более широком ключе форум должен стать одним из механизмов комплексного развития сотрудничества в рамках АТЭС и между странами АТР. Например, сейчас идет работа над системой "Стыковка МСБ", которую мы рассматриваем как очень серьезный инструмент для взаимодействия с АТЭС. Это электронная база данных, которая позволит субъектам малого и среднего бизнеса искать партнеров, заключать соглашения, не выходя из дома. Фактически, при подготовке к форуму она проходит самое первое тестирование – на нашей площадке состоятся переговоры в формате b2b партнеров, отобранных по этой системе.

"Y": Кто будет представлять Россию и Китай на форуме. Будет ли там присутствовать кто-то из известных персон?

Б.Т.: В числе гостей форума с российской стороны Аркадий Дворкович, Олег Фомичев, Алексей Волин, Максим Шерейкий. Со стороны Китая – заместитель председателя 11 съезда НПКСК, глава китайской международной ассоциации содействия развитию транснациональных корпораций Чжэн Ваньтонг; председатель китайской части Российско-китайского делового совета Жен Хунбин; заместитель министра коммерции Китайской Народной Республики Чжунь Шань.

"Y": С чем, на ваш взгляд, придет на форум китайская сторона? В чем может заключаться ее интерес?

Б.Т.: Интерес КНР простой - это, прежде всего, доступ к нашему рынку и совместные проекты. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то представители КНР высказывают заинтересованность в инвестирование средств в производство в России высокотехнологичных товаров, в частности - в сфере экологии, реализации совместных проектов в сфере производства продовольствия. Их очень интересует туризм, так как китайский туристический рынок сейчас переживает бум, и это единственная страна, нарастившая за прошлый год турпоток в Россию. Мы со своей стороны также заинтересованы в развитии туристического обмена и поэтому уже направили от имени Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития письмо президенту России с предложением ввести с Китаем безвизовый режим для туристов и, конечно, надеемся на позитивное решение этого вопроса.

"Y": Насколько китайский бизнес в состоянии приспособиться к российским условиям? По мнению некоторых экспертов, у него до сих пор сохраняется шок от встречи с российским "диким капитализмом" в начале 90-х.

Б.Т.: Если выгодность ведения бизнеса в России будет перевешивать риски, то никакие воспоминания предпринимателей не остановят. Бизнесмены во всем мире, в силу своего рода деятельности, люди, если можно так сказать, авантюрного склада, они постоянно ищут баланс между риском и выгодой.

Тем более, сейчас ситуация с безопасностью и удобством ведения бизнеса радикально улучшилась по сравнению с 90-ми, что в Китае в принципе понимают. Одна из задач предстоящего в апреле форума - как раз в том, чтобы китайские предприниматели поняли это не умозрительно, а почувствовали. Чтобы они услышали из первых уст, что им может предложить российская сторона и то, каков наш запрос, и какие существуют проблемные моменты, и каковы их решения.

"Y": Уход с российского рынка ряда мировых автомобильных брендов может как-то подхлестнуть экспансию китайского автопрома?

Б.Т.: Это напрашивающийся вывод, и, скорее всего, так и будет. Китайские марки легковых автомобилей, автобусов, грузовиков все больше завоевывают европейские рынки, особенно восточной Европы. Думаю, что в условиях ухода западных компаний китайский автопром действительно может серьезно нарастить позиции в России.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей