Жители российской провинции вовсе не так сильно привержены наличным, как принято считать. В малых городах доля онлайн-покупателей среди пользователей интернета не меньше, чем в остальной России, а темпы роста аудитории e-commerce намного выше среднего, свидетельствуют данные исследования PayPal и Data Insight.
В 2014 г. прирост российской аудитории интернета в значительной степени обеспечивали "малыши" (малые города, поселки и села) - на их долю пришлось 40% новых пользователей сети в стране. Впрочем, это вполне закономерно: в крупных городах интернетом пользуются уже практически все жители, и возможности для увеличения данного показателя почти исчерпаны.
Вместе с тем в малых населенных пунктах наиболее популярным компьютером по-прежнему остается домашний десктоп, ноутбук на втором месте, смартфон - на третьем, тогда как в столицах и по России в целом лидирует ноутбук, далее следует смартфон, десктоп лишь на третьем месте.
Но проникновение мобильных устройств и финансовых приложений в провинцию активно растет. Этому в значительной степени способствует географический фактор. Здесь население в большей степени отрезано от традиционных банковских услуг: у каждого пятого нет банкомата своего банка в шаговой доступности (менее 1 км), у каждого десятого расстояние до ближайшего банкомата своего банка составляет более 10 километров. При этом у 88% опрошенных пользователей интернета из малых городов есть используемые банковские карты; часто карт несколько, и они выпущены разными банками.
Сложности с офлайн-доступом к традиционным финансовым инструментам побуждают жителей небольших городов к использованию новых способов оплаты товаров и услуг. Многие россияне активно интересуются электронными платежами и возможностями мобильных финансовых решений. Каждый четвертый опрошенный хотя бы раз покупал билеты на самолет или поезд через интернет. 58% нынешних пользователей онлайн-платежей впервые опробовали данный сервис в последние три года. 40% опрошенных пользователей смартфонов установили на гаджеты приложения своих банков.
Ситуации, в которых жителям небольших населенных пунктов приходится прибегать к помощи мобильных финансовых приложений, бывают довольно парадоксальные. Не только географическая удаленность, но и общая неразвитость инфраструктуры и сектора услуг, а также суровый российский климат заставляют наиболее продвинутых граждан волей-неволей осваивать высокие технологии. "В магазине не могли разменять пять тысяч рублей, чтоб оплатить 900 рублей на Триколор-ТВ, вышел через планшет в интернет и оплатил без проблем", рассказал 33-летний мужчина из Оренбругской области. "Был сильный снегопад, а за мобильный телефон нужно было заплатить", - пояснила 49-летняя жительница Свердловской области.
В 2015 г. доля онлайн-шопинга и электронных платежей продолжает расти, отмечают исследователи. 41% активных интернет-пользователей из небольших городов планировали в ближайшие 12 месяцев начать покупать товары через интернет или делать это чаще, чем раньше, а 49% собирались начать использовать или использовать чаще онлайн-решения для оплаты товаров и услуг.