Россия стала обманчиво привлекательной

Читать в полной версии →
В рейтинге конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий РФ заняла 44-е место, в основном, благодаря падению рубля. В итоге страна стала более дешевой для иностранцев. Но потенциальная привлекательность не гарантирует реального спроса

Россия резко повысила свою туристическую привлекательность. В рейтинге конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), составляемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) раз в два года, наша страна заняла 44-ю позицию, тогда как в 2013 г. была лишь на 63-м месте. Всего на одну строчку выше оказалась Турция.

Лидером впервые стала Испания. Такого прогресса она добилась благодаря высокому уровню культурных ресурсов, возможностям для онлайн-поиска досуга и развлечений и отличной инфраструктуре. В топ-5 также вошли Франция, Германия, США и Великобритания.

У России тоже есть очень интересные и заманчивые для туристов природные достопримечательности и объекты культурного и исторического наследия. По этим показателям мы заняли, соответственно, 34-е и 21-е место. И именно они традиционно позволяют стране удерживаться примерно в середине рейтинга, где присутствуют еще 140 государств. В этом году эксперты ВЭФ также отметили высокий уровень здравоохранения и санитарной культуры в российском обществе и существенное улучшение в области авиационного сообщения (22 позиция).

Но перепрыгнуть сразу через 20 строчек рейтинга помогли отнюдь не достижения в области развития инфраструктуры и медицины, а девальвация национальной валюты. Раньше высокая стоимость туристических поездок в Россию называлась одним из ключевых сдерживающих факторов наравне с жесткими визовыми требованиями, низким уровнем безопасности и правопорядка (по этому показателю Россия на 126-м месте) и неблагоприятным деловым климатом. После снижения рубля по отношению к доллару более чем на 40% российские гостиницы и другие услуги в области гостеприимства для иностранных туристов стали гораздо дешевле.

Однако потенциальная привлекательность вовсе не гарантирует реального спроса. Пока что принимающие турфирмы страны не проявляют излишнего оптимизма, сдержанно выражая надежду на то, что число зарубежных гостей в этом году сохранится хотя бы на уровне прошлого.

На этой неделе подал заявление о банкротстве немецкий туроператор Nicko Cruises, специализирующийся на круизах по рекам России, Европы и Азии, сообщил портал Tourdom.ru. В письме, опубликованном на официальном сайте компании, основными причинами финансовой несостоятельности называется продолжительное падение спроса на речные круизы после наводнения весной 2013 г., а также "напряженность на ключевых рынках - России и Украине", которая продолжается с 2014 года. Эксперты полагают, что среди прочего банкротству способствовал обвал потока европейских туристов в Россию.

Ранее портал сообщал о том, что в этом году из-за снижения числа иностранцев на российских реках люксовые теплоходы впервые были отданы под нужды российских туроператоров. Правда, каюта на таком судне стоит порядка 10 - 12 тыс. руб. в день с человека. По нынешнему курсу €150 - €200. Для среднестатистического россиянина дороговато, с точки зрения иностранца - не так уж много для круиза, предполагающего полный пансион и экскурсионную программу.

Но иностранный турпоток в этом сегменте, по словам экспертов, сократился очень заметно. Если в 2014 г. уже фиксировалось снижение спроса в пределах 30%, то в этом сезоне ожидают, что иностранцев будет в два раза меньше, чем даже в прошлом году.

Операторы надеются на отложенный спрос. По их словам, интерес к российским рекам у иностранцев сохраняется, но многие компании-партнеры просто приостановили продажу таких туров по политическим причинам. Однако от политики и санкций все уже порядком подустали.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей