Аналитическое агентство Y-Consulting сообщает, что по результатам первого квартала 2015 г. продажи импортных одежды и обуви в России сократились на 42% в количественном выражении, и на 19% - в денежном.
Самое сильное падение продаж испытали компании среднего ценового сегмента, потеряв в январе - марте до 60% выручки. Причиной этого стала разница в курсах валют, которая сложилась при закупке оптовых партий товаров и в течение их последующей реализации. В апреле спрос на одежду так и не вернулся к докризисному уровню, упав на 53% в количественном выражении, а в стоимостном - на 21%.
Финансовые потери понесли все иностранные компании. За первый квартал 2015 г. продажи Adidas упали на 34%, Marks & Spencer - на 3,8%. У брендов Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop, Mexx стоимостные показатели остались прошлогодними, но в количественном выражении они снизились примерно на 10 - 15%.
Торговые сети пытаются снизить расходы на ведение бизнеса традиционным способом, то есть сокращая зарплаты и закрывая часть торговых точек. На период майских праздников персонал многих ретейлеров помимо его воли был отправлен в неоплаченные отпуска.
Но эти меры не улучшают положение сетей, и иностранные торговые компании начали уходить с отечественного рынка или сокращать свое присутствие на нем. Нас покинули бренды New Look, Esprit, OVS, River Island. Финский Stockmann планирует закрыть в 2015 г. три своих магазина из восьми работающих в России, а Adidas - почти 200.
Другие продавцы пытаются реагировать на падение выручки, используя ценовые инструменты. Например, Puma собирается повысить в России оптовые цены на 10%, а розничные - на 25%. В противоположность ей Sela и Mango снижают ценовые надбавки, чтобы сохранить оборот. Сеть Mango снизила в апреле розничные цены на 20%.
Как прогнозируют аналитики Y-Сonsulting, по итогам 2015 г. российский рынок одежды и обуви в количественном выражении уменьшится на 25 - 35%, а в денежном выражении вырастет на 3,5 - 4%, до 3,21 - 3,22 трлн рублей. Причина такого расхождения - рост курсовой стоимости валют и снижение в связи с этим покупательской способности россиян.