Россияне привыкают к безналичным расчетам. Если еще несколько лет назад, получая зарплату на банковскую карту, большинство пользователей сразу после зачисления снимали все деньги в ближайшем банкомате, то сейчас они все чаще расплачиваются "пластиком" в магазинах. Собственно, сами по себе зарплатные карты сыграли значимую роль в повышении финансовой грамотности населения. Привыкнув получать все деньги на карту, граждане уже не только используют ее в качестве средства оплаты товаров и услуг в оффлайне, но и осваивают онлайн-сервисы, больше интересуются другими банковскими продуктами.
"Мы видим неуклонное увеличение транзакций через банковские карты. Это общий тренд рынка, и количество активных пользователей банковских карт и впредь будет расти", - рассказал журналистам на брифинге в Москве начальник управления прямых продаж Сбербанка Олег Семененко.
Зарплатные проекты выгодны всем. Банк получает новых клиентов, владелец бизнеса – сокращение объема налично-денежного оборота, упрощение работы бухгалтерии и экономию времени, непосредственные держатели карт – целый набор преференций. И даже государство имеет определенный бенифит: когда компания переходит на зачисление белой зарплаты, увеличивается налогооблагаемая база.
Поскольку зарплатные проекты сегодня предлагают многие банки, и стоимость подобных услуг у всех примерно одинакова, на первый план выходит качество банковского сервиса, и именно в этой области разворачивается битва за клиента.
Число зарплатных карт Сбербанка к концу 1 квартала 2015 года увеличилось до 32,6 миллионов. Это более трети от общего количества (89,7 млн) дебетовых карт, эмитированных банком на данный момент.
По словам Семененко, в первую очередь контрагентов волнует скорость зачисления средств. В 2014 году внедрена новая схема зачисления заработной платы своим клиентам – пересылка реестра через интернет-банк. Уже сейчас у 90% клиентов, использующих эту схему, зачисление заработной платы на карту происходит в течение 10 минут, у оставшихся 10% – в течение 1,5 часов. Бухгалтер компании-клиента имеет возможность отслеживать зачисления в режиме онлайн.
Еще один заметный тренд современности – стремление получить все в одном месте. Поэтому такой популярностью пользуются огромные торгово-развлекательные центры, где можно и покупки совершить, и салон посетить, и в кафе посидеть, и в кино сходить. То же самое касается бизнеса. Сбербанк является огромным супермаркетом финансовых услуг, поясняет Семененко. Юрлицо здесь может получить расчетно-кассовое обслуживание, банковскую гарантию, разместить денежные средства на депозитах, взять кредит, открыть зарплатный проект для своих сотрудников. Держатели карт, в свою очередь, получают доступ к самой большой в стране сети филиалов и устройств самообслуживания, льготы по кредитам, помощь сотрудников банка.
Зарплатный проект важен тем, что позволяет выстраивать долгосрочные взаимоотношения с клиентом, отметил Семененко. Поэтому данное направление будет и дальше развиваться. "Рынок сейчас очень тяжелый, мы находимся в непростой фазе. Мы будем идти по этому направлению, стараясь не снижать темпов своего прироста. Такая цель, амбициозная, однозначно будет стоять. Другой вопрос, насколько она будет исполнима в условиях сегодняшней реальности", - резюмировал эксперт.