Регионы трещат по швам

Читать в полной версии →
В ближайшее время российским регионам придется резать социальные расходы и сокращать занятость в бюджетном секторе. Иного выхода нет: доходы снижаются, денег катастрофически не хватает, помощи из центра ждать не приходится

Российским регионам в ближайшее время придется резать социальные расходы и сокращать занятость в бюджетном секторе. Иного выхода у них просто нет: доходы снижаются, денег катастрофически не хватает. В новый экономический кризис регионы вступили с разбалансированными бюджетами и огромными долгами, говорится в исследовании НИУ ВШЭ, подготовленном Институтом управления социальными процессами.

Все прочие возможности экономии практически исчерпаны. В большинстве субъектов РФ расходы на ЖКХ и инвестиции в экономику и так уже сведены к минимуму. При этом масштабной помощи из центра, как это было в кризисном 2009 г., сегодня ждать не приходится. Наоборот, в 2015 г. предполагается сокращение трансфертов из федерального бюджета регионам на 9% (на 145 млрд рублей).

Собственно, текущим положением дел российская провинция во многом обязана федеральному центру, который несколько лет назад делегировал региональным бюджетам значительную часть обязательств по социальным расходам, практически не добавив при этом доходной части. И если в 2012 г. регионы финансировали 45% всех соцрасходов, то в 2014 г. - 51%.

К 2014 году доля социальных расходов в региональных бюджетах в среднем составила 62%. Максимальные показатели (до 70%) зафиксированы у традиционно дотационных кавказских республик, а также в регионах, не способных оптимизировать социальные расходы – Свердловской и Саратовской областей. Пониженную долю соцрасходов (менее 50%) сохранили только самые богатые субъекты РФ (Сахалинская и Тюменская области, Москва, Ямало-Ненецкий АО), либо северные регионы с повышенными расходами на поддержку ЖКХ – Чукотский ОА и тот же Ямало-Ненецкий АО.

Наращивание социальных расходов на фоне новых экономических трудностей привело к кризису региональных бюджетов. На данный момент в 47 регионах долг превышает половину доходов. В Карелии, Удмуртии, Белгородской, Вологодской, Астраханской, Пензенской, Саратовской и Амурской областях долговая нагрузка составляют 80-96% от доходов. В Смоленской, Костромской областях и Мордовии превышает 100%. Максимальный показатель на Чукотке – 125%.

Жизнь без долгов могут позволить себе только регионы с огромной нефтегазовой рентой (Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ), а с минимальным долгом – немногочисленные регионы с ответственной бюджетной политикой, среди которых и богатые (Ханты-Мансийский АО), и не очень (Пермский, Алтайский края, Иркутская область).

20 российских регионов фактически уже пребывают в состоянии дефолта, пишут "Ведомости". "Хотя в России дефолт регионов по политическим причинам невозможен, характеристики регионов этой группы ему соответствуют", – поясняет автор исследования, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами Наталья Зубаревич.

Кризис 2009 года залили деньгами из центра, сегодня федеральная помощь регионам отражает не экономические задачи, а геополитические приоритеты российских властей: поддержку удаленного и граничащего с Китаем Дальнего Востока, неспокойного Северного Кавказа, присоединенного Крыма. Правда, трансферты Дальнему Востоку в прошлом году сократились вдвое – с 243 млрд рублей в 2013 году до 120 млрд рублей. Зато все республики Северного Кавказа получили из федерального бюджета 189 млрд рублей (в 2013 году – 182 миллиарда). А на один только Крым с конца марта по декабрь 2014 года пришлось 7,2% федеральной помощи регионам – 125 млрд рублей. Эти средства даже не удалось освоить – профицит бюджета составил 13,4%.

Трансферты Крыму в расчете на одного жителя оказались вдвое больше, чем республикам Северного Кавказа. В настоящее время уровень дотационности Крыма (80%) сопоставим только с Ингушетией (87%) и Чечней (82%). А если учитывать, что Крыму оставляется весь НДС, который по закону должен идти в федеральный бюджет, то его дотационность приближается к 85%. Дотационность Севастополя несколько ниже (70%) и сопоставима с Дагестаном. Фактически приоритетная поддержка Крыма сейчас осуществляется за счет других территорий России, что ухудшает состояние их бюджетов в кризисный период, отмечается в исследовании.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей