К началу апреля 2015 г. доля просроченной свыше 90 дней задолженности россиян в общем объеме однородных ссуд, выданных физическим лицам, по данным Центробанка, достигла 9,2%. Это на 0,3% превышает показатель предыдущего месяца и всего на 0,2% не дотягивает до максимального уровня, зафиксированного в период прошлого кризиса - 9,4% на 1 июня 2010 года.
При этом в ЦБ ожидают, что в ближайшие месяцы уровень просрочки по кредитам продолжит нарастать, так что, вполне возможно, рекорд пятилетней давности скоро будет побит. Но затем начнется плавное снижение уровня "плохих" долгов, спрогнозировал на прошлой неделе заместитель председателя Банка России Василий Поздышев, выступая на общем годовом собрании ассоциации "Россия". По его словам, пока банковских резервов достаточно для покрытия плохих долгов. "Сейчас резервами покрыто около 65% кредитов плохого качества в сегменте корпоративного кредитования и 82% в розничном сегменте", - пояснил он.
Между тем, по результатам опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) (http://nacfin.ru/razdolzhniteli-i-serye-kreditory-otnoshenie-rossiyan/), уже каждый десятый россиянин лично сталкивался со сложностями при выплате кредитов (10%). Правда, в основном, с долгами не справляются жители регионов. Среди москвичей этот показатель вдвое меньше - только 4%. Еще 17% россиян указали, что в подобной ситуации оказались их родственники, а у четверти - знакомые (25%). Не имели никогда таких проблем более половины респондентов (53%).
Вместе с тем должники не готовы обращаться в сомнительные конторы для "урегулирования" проблем с долгами, поскольку считают их мошенниками. Большинство россиян (70%) в течение года встречали рекламу с подобными предложениями, но лишь 7% опрошенных полагают, что это серьезные организации, в которых работают специалисты, и всего 4% рискнули лично обратиться к ним за помощью. Еще 5% упомянули, что к таким услугам прибегали их близкие.
Закономерно, что подобные услуги больше развиты в регионах, где проблема просроченной задолженности стоит острее: если среди всех россиян лишь 30% не сталкивались с информацией такого рода, то среди москвичей таковых более половины - 53%.
В случае возникновения трудной ситуации при выплате кредита россияне скорее попросят в долг у друзей или родственников (38%), нежели обратятся в свой банк за отсрочкой платежа или увеличением срока кредита (30%), свидетельствуют данные исследования. Каждый десятый (11%) подаст заявку на кредит в другом банке, чтобы погасить текущий долг. Только 2% опрошенных обратились бы в организацию, предлагающую за небольшой гонорар решить вопрос с задолженностью в банке.
"В настоящее время число заемщиков, испытывающих затруднения с выплатой кредитов, постоянно растет. Трудные жизненные условия заставляют заемщиков обращаться за помощью к родственникам, либо в банк за реструктуризацией долга. На этом фоне предложения серых кредиторов и так называемых "раздолжнителей" кажутся весьма привлекательными. Обращение к таким недобросовестным участникам рынка также во многом предопределяется внутренним психологическим состоянием, стрессом, в котором оказываются люди, попавшие в сложное финансовое положение", - отмечает директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов.
В целом результаты опроса выглядят оптимистично, так как говорят о способности большинства россиян распознать финансовое мошенничество. Но сама по себе рекламная активность "раздолжнителей" настораживает экспертов. Это означает, что идет массовая пропаганда идеи о том, что по кредитам можно и не платить, что приводит к правовому нигилизму. Поэтому деятельность подобных организаций должна стать объектом пристального внимания правоохранительных органов, полагает руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов.